В начале 1960-х годов многие страны мира выходили на пик промышленного производства. Ведущие экономики отошли от потрясений мировой войны и ставили перед собой новые амбициозные задачи. На данный период времени пришёлся общемировой автомобильный бум. В развивающихся государствах и странах Варшавского договора, ввиду объективных причин, акцент был больше смещён на грузовые автомобили. Промышленность СССР развивалась хоть и не такими гигантскими темпами как в период индустриализации 1930-х гг., но всё же требовала огромное количество современного грузового транспорта для нужд многочисленных строек социализма. Да и частным лицам куда-то нужно было тратить «длинные рубли», за которыми отправлялись на эти самые стройки. Тратились деньги часто на автомобили – советский символ достатка. Соответственно государству нужно было удовлетворять и этот спрос, не покрывающийся ни Москвичами, ни Волгами…
Для реализации планов на автомобилизацию страны нужен был собственный прокат: качественный, недорогой и в большом количестве - как для кузовных деталей легковых автомобилей, так и для силовых несущих конструкций грузовиков. Одним из предприятий страны, которому была поставлена данная задача стал Магнитогорский Металлургический Комбинат. В конце 1960-х гг. на ММК основным поставщиком необходимого в разных отраслях листового проката был стан 2500 горячей прокатки (ЛПЦ-4) запуск которого состоялся в декабре 1960г.
Новое десятилетие не уступало в размахе строительства шестидесятым годам и дало стране два гиганта автомобильной промышленности, потребность в которых остро назрела ещё в 7-ой и 8-ой «пятилетках» (1959-1970гг.). 19 апреля 1970 года с главного конвейера завода в г. Тольятти сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули», а 16 февраля 1976 года в г. Набережные Челны - первый КамАЗ-5320. Кстати, решению по выбору FIAT-124 в качестве прототипа для будущих «Жигулей» было политическим. Другой претендент на роль новой советской малолитражки, французский Renault-16, был во многом лучше и современнее по своей концепции – он более подходил для непростых отечественных реалий. Но тут вмешалось руководство страны, т.к. КПСС была в хороших отношениях с ИКП (Итальянской коммунистической партией) и видела в ней перспективу, то решено было поддержать итальянских товарищей, которые смогли бы на предстоящих парламентских выборах получить козырь. Дорогостоящий контракт с СССР и, по сути, лоббирование за счёт него со стороны ИКП финансовых и инженерных вливаний в экономику Италии, увеличивал шансы партии на победу. Продукция завода-гиганта с берегов Камы тоже пошла в серию не без политических игр и привлечения по истине интернациональных сил: половина технологического оборудования была поставлена по импорту, а к оснащению завода были привлечены более 700 иностранных фирм из 19 стран мира. К слову, можно сказать, что дедушкой камского грузовика является американский International COF-220.
С пуском в эксплуатацию этих колоссальных предприятий, ЛПЦ-4 приступил к обеспечению заводов листовым металлом. В 1970 г. в ЛПЦ-5 была отработана технология производства холоднокатаного листа для Волжского автомобильного завода, а для КамАЗа в 1975г. на мощностях ЛПЦ-4 – прокатка необходимой лонжеронной стали.
КамАЗ-5320
Масштабы производства на АвтоВАЗе росли, да и уже просматривались планы на перспективу расширения номенклатуры изделий в новых цехах Камского завода. Чтобы не закупать в требуемых объёмах дорогостоящую холоднокатаную ленту за рубежом, было принято постановление Совета Министров СССР от 28 февраля 1975г об осуществлении в периоде 10-ой «пятилетки» (1975-1980 гг.), строительства цеха холодной прокатки углеродистой ленты, термического отделения стана 2500 горячей прокатки, цеха покрытий с агрегатами непрерывного горячего и электролитического оцинкования холоднокатаных листов и рулонов, а также реконструкции стана 2500 горячей прокатки.
Результатом пуска нового производства, а также глубокой реконструкции существующего, стало наращивание годовых объёмов выпуска листового проката и обеспечение потребности в металле двух автомобильных гигантов рождение которых и выход на пик производства пришёлся на время несколько позже названое «застоем». Но оценивая с позиции современников этот промышленный бум, можно только пожелать нашей стране такого грандиозного производственного «застоя»…