К завершению гражданской войны и интервенции Советская Россия осталась не только без боевого флота, скромные остатки которого ржавели в Кронштадтском порту. Протяженные морские границы страны, особенно на Севере и Дальнем Востоке оказались совершенно незащищенными. Практически все корабли русского флота, до которых смогли дотянуться интервенты и рыцари "белого дела", были уведены заграницу, а там большей частью распроданы на нужды господ генералов.
Наши же цивилизованные, культурные и законопослушные соседи в этой ситуации не дали, конечно, пропасть богатствам российских территориальных вод. Под защитой норвежского флота браконьерствовали на Севере тысячи норвежских шхун, под защитой японского флота длительное время японские рыбаки были как у себя дома на Камчатке и Чукотке. Не отставали от них и американские браконьеры и контрабандисты. Добыча пушнины, лов рыбы, краба, незаконная торговля и спаивание местного населения контролировались незаконными иностранными факториями на нашей территории
Страна несла огромные убытки, кроме того тысячи километров побережья были открыты для проникновения различных враждебных элементов, от контрабандистов до диверсантов.
Вопрос восстановления морской охраны границ, в том числе создания быстроходных пограничных кораблей, стал одним из самых срочных.
Политбюро ЦК ВКП(б) в мае 1929 года постановило построить для Дальневосточной морской погранохраны 3 больших, 8 средних и 13 малых сторожевых судов. Два корабля передали пограничникам немедленно, из состава скромного местного флота- бывшие яхты, переоборудованные в сторожевые корабли «Воровский» и «Красный вымпел». Позже осетра урезали, утвердив для постройки два типа пограничных кораблей-дизельного сторожевика в 850 тонн и катера в 50 тонн. Из проекта катера, кстати, в итоге появится серия MO-IV.
Состояние советского судостроения не позволяло надеяться на быстрое удовлетворение потребностей пограничников. Поэтому командование воспользовалось "окном возможностей", расширением экономического сотрудничества с Италией, готовой выполнить любые заказы за СКВ.
В итоге заказ на два ПСКРа в 1933 году был выдан итальянской судостроительной верфи концерна Ансальдо, которая по условиям контракта должна была не только построить корабли, но и самостоятельно перегнать на Дальний Восток, где их примут советские экипажи и где на них будет установлено вооружение.
Корабли строились под номерами ПС-26 и ПС-8 (строительные номера 298 и 299) по проекту 19. За основу была взята одна из первых версий проекта СКР «Ураган» с трехвальной дизельной установкой. Тогда от этого варианта отказались-промышленность не потянула, а итальянцам можно было доверить.Наблюдение за строительством и испытаниями сторожевых кораблей осуществляла специальная комиссия во главе с А.А. Давыдовым и бывшим командиром эсминца «Керчь» В.А. Кукель-Краевским.
Планировалось, кстати, после пары из Италии еще два корабля построить на отечественных верфях, но даже так тогда наши заводы это не потянули и итальянцы остались уникальными.
И, разумеется, погранохрана в СССР тогда входила в состав НКВД.
27 октября 1934 года оба корабля ушли из Италии под итальянскими флагами и с итальянскими экипажами, вооруженные лишь легким стрелковым оружием. 11 декабря 1934 года они прибыли во Владивосток, где в присутствии итальянского консула были переданы заказчику и вооружены в соответствии с проектом. После установки вооружение под обозначениями ПСК-1 (PS-26) и ПСК-2 ("PS-8") в феврале 1935 года вошли в состав Владивостокского отряда флотилии пограничной охраны НКВД Дальневосточного края. Пограничные сторожевые корабли в марте 1935 года получили имена «Киров» ("PS-8") и «Дзержинский» (PS-26) в честь выдающихся государственных деятелей СССР.
Особенностью кораблей была трехвальная дизельная установка, новинка для советского кораблестроения. На испытаниях без вооружения корабли продемонстрировали скорость 20,5-21 узел. Также у них была очень небольшая метацентрическая высота ( около 13 см). По проекту предполагалась возможность установить трехтрубный торпедный аппарат калибра 450 мм (вместо среднего 102 мм орудия), так корабль превращался в миноносец.
Корабли имели элегантные миноносные обводы, длинный полубак, обтекаемую "яхтенную" надстройку и широкую дымовую трубу. Корпус на всем протяжении был защищен двойным дном. Подача боезапаса была механической (скорострельность 12 выстр./мин), и ручной(6 выстр./мин). Управление огнем осуществлялось с помощью ПУС системы Гейслера.
По некоторым данным, на «Дзержинском» к 1941 году был 1×4 7,62-мм пул., кроме того, корабли различались расположением носовых 45-мм пушек (на «Кирове» на крыльях мостика, на «Дзержинском» на баке; соответственно, 12,7-мм пулемет стояли наоборот, на баке и мостике соответственно).
Кроме того корабли различались установленными в ходе службы барбетами для 102 мм пушек, на «Дзержинском» они были под тремя орудиями и большего диаметра, у «Кирова»-под кормовым и средним.
14 сентября 1945 года сторожевой корабль «Киров» награжден Орденом Красного Знамени.
С 1957 года- официально классифицированы как ПСКР.
«Киров» ("PS-8") ) ПСК-2. Ансальдо, Генуя. Заложен 8 февраля 1933 года. Спущен на воду 18 августа 1934 года. В строю с февраля 1935 года. Исключен из морских частей пограничных войск СССР в 1959 году. В 1960-х гг. был плавказармой ПКЗ-89, сдан на слом в середине 1960-х гг.
«Дзержинский» («PS-26») ПСК-1. ). Ансальдо, Генуя. Заложен 8 февраля 1933 года. Спущен на воду 16 сентября 1934 года. Введён в эксплуатацию с ноября 1934 года. В строю с февраля 1935 года. Вступление в строй 19 августа 1935 года. Исключен из морских частей пограничных войск СССР в 1959 году. В 1961 году в шторм выброшен в бухте Малоадриановская (о. Шикотан), где и остался.
Водоизмещение 810 тонн(нормальное), 900 тонн (полное без вооружения), 951 тонна (стандартное), 1161 тонн (полное). Длина 78,1(вл)/80 м. Ширина 8,2-8,3 м. Осадка 2,8(без вооружения и боекомплекта)-3,1 м; 3,75 м в 1945.
Двигатели 3 дизеля «Франко-Този» Е-6, 3 х 1500 проект л.с. (на испытаниях 1800 л.с.) Движитель 3 винта d=2,004 м. Скорость хода 21,5—22 узла на испытаниях без вооружения; 20 узлов (1945 — 18,5 узлов). Запас топлива 75/140 тонн соляра; Дальность плавания 5975 миль на 16,5 узлах; 2370 — на 18,5 узлах. Экипаж 121 (11 офицеров, 36 старшин и 74 матроса)-131 человек; по штату мирного времени 67 человек
Вооружение:Навигационное вооружение- Гирокомпас ГУ М1, 9 магнитных компасов. Радиоэлектронное вооружение -РПРД Шквал-М; РПРки Метель, Дозор, 5РКУ. Артиллерия 3 × 102-мм/60 пушки 1910 года. Зенитная артиллерия 4 45-мм/46 пол. авт. 21-К; 3 ДШК; 7,62-мм ЗПУ 4М "Максим" . Противолодочное вооружение - шумопеленгатор Марс-16;2 бомбомёта БМБ-1 и 2 кормовых бомбосбрасывателя(10 ГБ ББ-1) и 35 ГБ БМ-1. Минно-торпедное вооружение 24 мины обр. 1926 г. или 30 обр. 1908 г.
Боекомплект- 450 102 мм выстрелов, 30 в кранцах( максимум до 742). 1680 45 мм выстрелов и по 45 в кранцах на ствол. 9000 патронов 12,7 мм.
Дальномеры фирмы «Галилео»: 3-х метровый на платформе за ходовым мостиком и 2-х метровый на платформе за фок-мачтой;
Окраска кораблей первоначально была светлой серо-голубой, итальянской; позже — стандартной шаровой. В течение всей службы ПСКРы несли марки на трубах: «Дзержинский» примерно посередине трубы, «Киров» — в ее верхней части.
Новые пограничные сторожевые корабли 25 лет вдвоем несли основные тяготы пограничной морской службы на Дальнем Востоке. От наведения порядка в середине 30-х до участия во второй мировой войне.
«PS-26» и «PS-8» с февраля 1935 года были зачислены во владивостокский отряд морской пограничной охраны НКВД, а затем в 60-й камчатский морской пограничный отряд НКВД. В марте 1935 года им присвоены имена «Дзержинский» и «Киров» соответственно.
Они неоднократно участвовали в задержании японских промысловых судов, ведущих браконьерский промысел в советских водах. Иногда дело доходило до противостояния с японскими боевыми кораблями, прикрывавшими браконьеров, едва не до перестрелки.
В первом же походе «Дзержинский» задержал четыре японские шхуны, включая судно-шпион.
В июле 1936 года «Дзержинский» обеспечивал рекордный беспосадочный перелет самолета АНТ-25 экипажа В. П. Чкалова до острова Удд, мастерская корабля изготовила замену сломанной при посадке на остров полуоси шасси самолета. В ноябре 1938 года СКР пытался оказать помощь в спасении эскадренного миноносца «Решительный», когда тот был выброшен при буксировке в шторм на камни в Татарском проливе.
«Киров» в 1938 году оказывал помощь терпящему бедствие экипажу парохода «Туркмен» в проливе Лаперуза.
В период Великой Отечественной войны ПСКР «Киров» и «Дзержинский» находились в оперативном подчинении командования Тихоокеанского флота (ТОФ), с августа 1945 года в оперативном подчинении Петропавловской военно-морской базы. В августе-сентябре 1945 года оба корабля приняли участие в Курильской десантной операции.
«Дзержинский» участвовал в охранении и артиллерийской поддержке высадки десанта на остров Шумшу и в контрбатарейной борьбе с японской береговой артиллерией. При высадке на Шумшу из двадцати двух радиостанций десанта осталась работоспособной только радиостанция краснофлотца Мусорина с корректировочного поста СКР «Дзержинский» (он упаковал ее в прорезиненный мешок из газозащитного комплекта), и первое время радиосвязь передового десантного отряда с кораблями велась только по ней. В боях 18 августа 1945 года СКР израсходовал 257 102-мм снарядов.
24 августа «Дзержинский» принял на борт представителя штаба японской 91-й пехотной дивизии и отправился на переговоры о капитуляции японских гарнизонов на островах Матуа, Кетой, Симушир и Уруп. В 14 часов ПСК-1 подошёл к острову Матуа и через японского представителя вручил начальнику гарнизона острова приказ о капитуляции. Затем начался прием пленных и вооружения. 27 августа «Дзержинский» подошел к острову Симушир и, дождавшись ухода сплошного тумана, отправил разведку, которая присутствия японцев не обнаружила. 28 августа в 10 часов СКР подошел к острову Уруп, на западном берегу которого японских войск также не обнаружил.
«Киров» участвовал в охранении и артиллерийской поддержке десанта на остров Шумшу и контрбатарейной борьбе. 18 августа японская авиация также атаковала корабли, прикрывающие десант, но без особого успеха (только от близких разрывов бомб сторожевой корабль «Киров» получил незначительные повреждения с ранениями двух членов экипажа ).
Двумя залпами СКР «Киров» удалось зажечь плотно сидящий на мели возле Шумшу танкер «Мариуполь», превращенный японцами в плавбатарею (штатные одно 102-мм орудие, одно 76,2-мм и четыре 20-мм орудия плюс десятки японских зениток) и подавить японских артиллеристов на нём. 20 августа при движении во Второй Курильский пролив СКР был обстрелян японской береговой артиллерией, при этом было повреждено рулевое управление. 18 августа 1945 года корабль израсходовал 251 × 102-мм снаряд.
За образцовое выполнение задания командования в войне против Японии Указом Президиума Верховного Совета от 19 сентября 1945 года сторожевые корабли «Киров» и «Дзержинский» были награждены орденами Красного Знамени.
«Киров» в 1960 году переклассифицировали в плавучую казарму ПКЗ-89, в середине 60-х сдали на слом.
«Дзержинский» находился на службе более 22 лет и закончил ее 11 июня 1957 года.В 1960 году переклассифицирован в штабной корабль ПС-28. В 1961 году в сильный шторм выброшен на берег острова Шикотан. Корпус разрушен и разобран на металлолом.
У дальневосточных пограничников сложилась традиция передавать имена и регалии двух краснознаменных ПСКР новому поколению кораблей.
22 мая 1959 года был поднят Военно-Морской флаг кораблей и судов погранвойск КГБ СССР на Краснознаменном ПСКР «Киров» 2-го поколения. Это был тральщик проекта 264А. К тому же проекту относился и второй «Дзержинский».
28 мая 1968 года экипажам кораблей второго поколения «Дзержинский» и «Киров» по преемственности были вручены ордена Красного Знамени
Второе поколение служило Родине с 1959 по 1984 год.
С 19 мая 1985 года нес службу ПСКР «Дзержинский» (бортовые номера 054(1984), 169(1985), 055(05.1987), 097(05.1990), 158(2000)) 3-го поколения проекта 1135. Ему был передан и Орден Красного знамени. 14 апреля 2023 года был торжественно спущен флаг Краснознаменого погранично-сторожевого корабля «Дзержинский». Это был, кажется, единственный в настоящее время Краснознаменный боевой корабль не только в БОХР, но и вообще в России.
ФСБ принято решение присвоить название «Дзержинский» второму планируемому к закладке для Пограничной службы ПСКР 1 ранга ледового класса проекта 23550 (шифр «Ермак»).
«Дзержинский»-имя для тех, кто в теме, знаковое и авторитетное, 75 лет корабли с ним-гроза для браконьеров и нарушителей. Приходилось и огонь открывать по обнаглевшим браконьерам и американский ракетный крейсер нежно из территориальных вод выпроваживать и с самурайскими эсминцами в игру на нервах играть.
А вот с преемственностью «Кирова» получилось все не очень гладко. ПСКР проекта 11351 «Киров» был заложен на эллинге ССЗ "Залив" в Керчи (зав. № 208) 5 октября 1990 года. Но в связи с распадом СССР достался Украине. И сейчас это утопленный в прошлом году в Николаеве «Гетьман Сагайдачный».
Имя «Киров» в морской погранохране восстанавливать, кажется, не собираются. Так погибают традиции... За державу обидно.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам