Найти тему
Интересная фантастика

Обзор циклов фэнтези #3

Здравствуйте, уважаемые читатели. Представляю вашему вниманию третий материал, посвященный большим циклам фэнтези. Статья построена по хронологическому принципу. То есть, рассказываю о фэнтезийных циклах по мере их опубликования, начиная с самых ранних. Ссылку на предыдущий обзор циклов фэнтези дам в конце этой статьи. Если в двух словах, то в ней я рассказал о влиянии эпопеи «Властелин колец» Профессора на развитие жанра. Это влияние было весьма существенным. Оно определило дальнейшее развитие жанра фэнтези, с вниманием к фантастическому (фэнтэзийному) миру, детальной разработкой легендариума ("истории" вымышленного мира), проработкой второстепенных персонажей и т.п. Все это сильно отличалось от более упрощенного героического дотолкиновского фэнтези (само собой, были и исключения).

Итак, первая публикация «Властелина Колец» в мягком переплете, за океаном, в 1965 году, вознесла жанр фэнтези на фантастический пьедестал. Отныне, фэнтези становиться одним из самых популярных у читателей фантастических направлений. Многие, кстати, вообще считают фэнтези отдельным, самостоятельным жанром.

Хочу начать обзор «посттолкиновского» фэнтези с грандиозного по замыслу и размаху циклу американской писательницы Андрэ Нортон «Колдовской мир». Кстати, Нортон слегка иронично, и в то же время с уважением, называют бабушкой современного фэнтези.

Первый, одноименный роман цикла «Колдовской мир» был опубликован в 1963 году. По сюжету, отставной полковник армии США Саймон Траггерт попадает в параллельный мир – страну Эсткарп, где правят колдуньи. Траггерт испытывает множество приключений, в ходе которых находит применение своим воинским талантам.

В течении более тридцати лет, А. Нортон опубликовала несколько десятков произведений Колдовского мира. В них рассказываются истории, связанные с детьми Саймона Траггерта и другими персонажами, в самых разных локациях Колдовского мира, наполняя и развивая его. В девяностые Нортон публикует произведения Колдовского мира в соавторстве с другими писателями. В это же время цикл становиться межавторским. То есть, в фэнтезийном мире Нортон работают и другие фантасты.

В 1963 году свет увидел роман американского писателя Ллойда Александера «Книга трех», ставший начальным в пенталогии автора «Хроники Прайдена (Придейна)». Эти романы были опубликованы во второй половине шестидесятых годов. В дальнейшем, также вышла серия рассказов о мире Прайдена.

Музыкальная пауза. Обзор фэнтези под балладу Хелависы. По-моему органично.

Во время Второй Мировой Война Ллойд Александер оказался в Британии, в Уэльсе. Там он заинтересовался валлийскими кельтскими мифами, которые и легли в основу «Хроник Прайдена». Серию книг о Прайдене обычно относят к детскому фэнтези, а Ллойда Александера причисляют к детским авторам. Но я бы сказал, что данные произведения можно смело отнести к фэнтези «семейному» (уж прошу прощения, что пользуюсь терминами из кино).

По сюжету, королевства земли Придейн находятся под постоянной угрозой могущественного чародея Аровна, правителя Аннувина. Сам злодейский властитель не может проникнуть в Придейн, но зато строить козни получается у людей – слуг Аровна. Главный герой, юный помощник волшебника Даллбена и по совместительству «помощник сторожа» свинки Хен Вен, по имени Тарен, мечтает о подвигах. Но все как-то они проходят мимо него. Однако, награда находит своего героя, Тарен находит как врагов, так и верных друзей и спутников.

Во второй половине шестидесятых авторы все больше обращают внимание на фэнтези. Выходят все новые и новые книги, в том числе и выдающиеся для жанра циклы.

Так, в 1968 году американская писательница Урсула Ле Гуин публикует первый роман цикла «Земноморье». Эта книга называется «Волшебник Земноморья» и повествует о фэнтезийном мире больших и малых островов, расположенных среди безбрежного океана. В этом мире существуют драконы, темные царства (империя Каргад), магия и многое другое, что полагается приличному фэнтези. Земноморье наполнено морем, манящими незнакомыми островами, ощущением тайны и волшебства, ну и конечно, толикой грустинки (без этого в произведениях ле Гуин никак).

В произведениях о Земноморье описываются свершения волшебника по имени Гед, начиная с юного возраста, когда мальчик поступил в школу волшебства на острове Рок, и до весьма солидного возраста, в котором Гед становится Верховным Магом Земноморья.

Остается добавить, что впервые ле Гуин «подступилась» к Земноморью в 1963 -64 гг опубликовав пару рассказов об этом мире, сюжетно не пересекающихся с историями Геда. В 1990 году увидел свет роман «Техану. Последнее из сказаний о Земноморье», дополняющий оригинальную трилогию о Геде. Через десять лет, в конце девяностых – начале двухтысячных, Урсула ле Гуин публикует сборник рассказов «Сказания Земноморья», представляющий собой десяток историй о разных временах Земноморья.

В начале шестидесятых начался творческий путь настоящего феномена мирового фэнтези, британского писателя Майкла Муркока. Стержнем его карьеры стал большой цикл «Мультивселенная», разбитый на несколько подцкилов, повествующих о свершениях одного из героев Равновесия (Элрика из Мелнибонэ, принца Корума, Ерекезе – Вечного Воителя, Хокмуна фон Кельна).

Элрик из Мелнибонэ. Источник: https://www.goodfon.ru/download/gary-jamroz-palma-elric-of-melnibone-elrik-iz-melnibone-maik/1920x1200/
Элрик из Мелнибонэ. Источник: https://www.goodfon.ru/download/gary-jamroz-palma-elric-of-melnibone-elrik-iz-melnibone-maik/1920x1200/

Надо сказать, что «стартовал» Муркок еще во второй половине пятидесятых, когда написал серию фэнтезийных рассказов "Воины Зилора". Если честно, сказать мне про эти рассказы особо нечего. Помню, что пытался читать лет пятнадцать назад, но бросил. Не зацепило. Но о чем, сейчас толком и не помню. В сети же пишут в основном, что это… скажем так, первая проба пера Муркока.

Вернусь к муркоковской Мультивселенной. Это чисто фэнтезийный конструкт, но несомненно, что Муркок пользовался наработками научной фантастики, в виде параллельных миров, Вселенной и т.п. Итак, Мультивселенная представляла собой множество параллельных миров, с самыми разными условиями и физическими принципами. Ну или алхимическими. Потому что во многих из этих миров имели место быть магия, божества и божественность, алхимические "технологии" и т.д и т.п. Над всем этим главенствовали боги Порядка и Хаоса. Их же, в свою очередь, контролировало Равновесие, не позволяя той или иной стороне взять верх и разрушить тем самым мироздание. Инструментами равновесия были упомянутые выше герои.

В шестидесятые годы Муркок публикует несколько повестей и рассказов про Элрика, последнего императора расы жестокосердных мелнибонийцев. Но большинство самых знаковых произведений Мультивселенной Муркока вышли уже в следующем десятилетии, в семидесятые годы прошлого века. Поэтому, пожалуй, перенесу я более подробный рассказ о творчестве Муркока в следующий обзор – продолжение про семидесятые года в фэнтези. В нем попытаюсь рассказать читателю о времени расцвета жанра, породившем амберский цикл Желязны, цикл «Ксанф» Пирса Энтони, эпопею Кристофера Сташеффа о чародее, трилогию Кэтрин Куртц «Дерини» и многие другие знаковые фэнтезийные циклы.

Да, друзья! Хронологический порядок данной серии обзоров строится по принципу первого написания произведений тех или иных фэнтезийных циклов. То есть, если я упомянул о большом цикле Фрица Лейбера о Фафхрде и Сером Мышелове в первом статье, посвященной дотолкиновскому фэнтези, это не значит, что рассказы цикла Лейбера не выходили в шестидесятые и позже. Тоже самое касается творчества довольно известного фантаста Лайона Спрэга де Кампа и других авторов. Это нужно учитывать, для более полного представления о фэнтези.

Продолжение следует…

#фэнтези #литература #фантастика #писатели-фантасты

Предыдущий обзор серии о циклах фэнтези:

Подписывайтесь на группу ИФ в ВК и получайте возможность уведомлений о выходе всех новых статей и постов канала. Также публикуются иные посты про интересную фантастику https://vk.com/infantastika