Одно дело учить стихи, и совсем другое — заучивать огромные отрывки из прозы. Или немного о том, как строятся уроки по литературе, и почему мне это не нравится.
Привет, с вами Книжный Кот. Я филолог по образованию и по призванию. Люблю читать, писать, советовать книги и копаться в классической литературе. Оставайся со мной, будет интересно.
Детей заставляют заучивать стихотворения, и это неплохо: тренируется память, обогащается словарный запас, улучшается работа мозга, в конце концов. Но зубрить наизусть прозу — это что-то из ряда фантастики, на мой взгляд.
Но наша учительница русского и литературы считала иначе. У неё была какая-то непреодолимая тяга заставить детей страдать, иначе я никак не могу это объяснить. Каждый раз, когда по школьной программе мы подбирались к какому-нибудь весомому произведению, она обязательно брала огроменный кусок и задавала зубрить его наизусть.
А на «Войне и мире» её окончательно переклинило: за всё время мы выучили несколько огромных кусков из романа. Один кусок про небо Аустерлица, два куса про дуб и ещё один кусман про танец Наташи.
В общем-то учительница она была хорошая, не кричала на детей, говорила тихим спокойным голосом, любила свой предмет (что важно), оценки чаще всего ставила по справедливости. Хотя был у меня с ней один казус, когда в сочинении по «Преступлению и наказанию» я высказала позицию, которая не перекликалась с её мнением. Вот она и снизила мне оценку. Но не суть.
При всём уважении, я искренне не понимаю, зачем зубрить прозу. Стихи намного проще поддаются запоминанию. Взять даже тексты любимых песен, мы легко воспроизводим их в уме, благодаря ритму, рифме, слогу. Я до сих пор могу наизусть рассказать десятки стихов из далёких школьных времён. С прозой так не работает. Просто ради интереса возьмите и попробуйте выучить огромный абзац из какого-нибудь романа. Уверена, большинство бросят эту затею незамедлительно.
Даже для меня, для отличницы, которая поступила на филолога, это была мука. Я знаю, что многие учителя в своей программе практикуют заучивание больших отрывков из «Войны и мира» наизусть. Но обычно даётся один из четырёх на выбор. Мы же учили все. После каждого куска целый урок уходил на то, чтобы все ученики успели рассказать у доски заученное. И благополучно забыли.
Тратить бесценные уроки на это? Можно было успеть пройтись по творчеству каких-нибудь новых для учеников писателей. Как-то так сложилось, что нам не преподавали ничего из классической зарубежной литературы. Ни-че-го. Зато описание дуба заставляли учить.
Самое смешное, что никто из моих знакомым с этим не сталкивался. Часто, вспоминая учителей, я рассказывала, как мы учили отрывки из «Войны и мира». Люди смотрели на меня круглыми глазами. Что? Зачем? Никому такого не задавали. Некоторые учителя просто анализировали описания дуба или неба, некоторые задавали сочинения на данные темы. Но зубрить не заставлял никто.
А у вас такое было? Или пронесло?