Что б не затягивать интригу: самое важное заключается в том, что внешний вид и устройство серпоносных колесниц неизвестны исторической науке. Всё, что можно увидеть на многочисленных иллюстрациях — художественные реконструкции. Именно художественные, а на исторические. От эпохи, когда серпоносные колесницы проносились по полям сражений, до современности дошли лишь описания этого «чудо оружия». Причём, описания, во-первых, смутные, во-вторых же по тем или иным причинам не вызывающие доверия.
И тут просто не повезло. Юлий Цезарь, оставивший много полезной и подробной (хотя и редко правдивой) информации о своих приключениях, например, сталкивался в серпоносными колесницами Понтийского царства. Но, упомянув о том, как взлетевшие по «неприступному» склону повозки разметали одни его легионы, а потом были уничтожены другими, полководец ничего не сказал об устройстве колесниц. Вероятно, полагая, что читателю оно и без того известно.
...Но, кстати, об устройстве. Несомненно, оно являлось разным у серпоносных колесниц разных стран и эпох. Странно было б, если б ассирийцы, персы и греко-македонские цари Азии использовали бы одинаковые колесницы. Несомненно также, что конструкция включала какие-то «серпы», расширяющие полосу поражения наездом. Но серпы, наверняка, съёмные и устанавливающиеся лишь перед боем. Иной подход затруднил бы транспортировку, с которой и без них всё не просто было. Хранились тяжёлые колесницы разобранными, а на марше запрягались волами.
Преобладают реконструкции с одним или несколькими мечами на ступицах колёс. Такое устройство упоминается в источниках, что, собственно, и заставляет в источниках усомниться. Единственный меч, как на картинке, будет вращаться вместе с колесом, что только снизит его эффективность. Несколько же, расположенных под углом, ничего к эффективности наезда не добавят, а только создадут дополнительную нагрузку на деревянную ось, повысив риск её поломки. Логично предполагать, что косы устанавливались на древках, крепившихся к коляске. Причём, древках ломких, так чтобы в случае, если коса зацепит дерево или землю, колесница отделалась лишь потерей лезвия.
...Что же до пользы косы на ломком лезвии против пехоты, то… Вот. Источники не сообщают о прямом уроне живой силе от серпоносных колесниц. Низкая проходимость повозок в сочетании со скоростью — тоже не очень высокой, — позволяла пехоте избежать наезда. Но в этом-то и заключался смысл применения штурмовых колесниц. Они рассеивали фалангу. За колесницами же шла пехота — у ассирийцев, — или конница в случае персов. Местный успех смешанных подразделений — две колесницы и 50 всадников — отмечался во время вторжения Ахменидов в Грецию.