Урок: чтение
Тема: Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой «ь»
Цель: формирование умения читать слова с «ь»- показателем мягкости согласных звуков на конце и в середине слова.
Задачи:
- учить правильно читать слова с «ь»- показателем мягкости согласных звуков на конце и в середине слова;
- развивать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; познавательный интерес, познавательную активность;
- воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга.
Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок
Тихо девочки за партой сели
Тихо мальчики за партой сели
Подготовка речевого аппарата
Фонетическая зарядка
Поиграем со звуками покажите, как….
Как гудит сильный ветер?[у] Достаточно
Как шумят листья на деревьях?[ш]
Как фыркает ежик?[ф]
Как свистит струя пара, когда вода закипает в чайнике?[с]
Что просит сказать доктор когда осматривает горло? [а]
Как дудят в дудочку? [ду-ду]
Как жужжит шмель? [ж]
Как гогочет гусь? [га-га]
Как поют комарики? [з]
Работа над скороговоркой
На иве галка, на берегу галька.
(Чтение учителем. Повторение обучающимися).
Беседа.
- О каком дереве говорится в скороговорке? (Ива)
Любит расти на берегу реки, пруда ветви в воду опустит, вода с веток капает как слезинки. Иву называют плакучей.
- Кто на иве сидит, как зовут эту птичку? (Галка)
Галку узнать легко: у нее на голове серое оперение как косыночка.
-Как изменилось слово «галка»? (Показать «галька»)
-Слово изменилось, когда в нем появился мягкий знак? (Галька – маленькие речные камешки обточенные водой и от того гладкие)
Целеполагание и мотивация обучающихся
- Итак, какая буква превратила в скороговорке «галку» в «гальку»?
- Где стоит в слове мягкий знак? (В середине)
- А где ещё может стоять мягкий знак в слове? (В конце)
- Какую работу выполняет буква «ь» в словах? (Обозначает мягкость предшествующего согласного звука)
- Давайте вместе определим тему нашего урока, с какой буквой будем читать слова?
- Сегодня на уроке будем определять в словах обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой «ь»
Формирование знаний и умений обучающихся
Работа по ленте букв
- Покажите в ленте букв букву «ь».
- Почему она на белом полотне? (Не обозначает звука)
- А какую тогда работу она выполняет? (Обозначает мягкость предшествующего согласного звука)
- Значит, буква мягкий знак вместе с буквой «и» какую работу выполняют? (Обозначает мягкость предшествующего согласного звука)
Игра «Спрятать мягкий знак в середину слова»
- А теперь поиграем с другими словами. Будем учиться прятать мягкий знак в середину слова.
Пень – пеньки
Окунь – окуньки
День – деньки
Хорь – хорьки
Уголь – угольки
Конь – коньки
Обобщение: куда спрятали мягкий знак в этих словах? (В середину слова)
- А работа у «ь» в середине слова такая же, что он делает? (Обозначает мягкость предшествующего согласного звука)
Физкультминутка
Работа по букварю
- Откройте букварь на стр. 36
- Чтение хором слогов в твёрдом и мягком вариантах. Потом чтение слов с «ь».
- Что общего в этих словах? (Тоже есть «ь»)
Чтение текста
Сейчас будем читать рассказ «На лугу».
Чтение хором по слогам
Чтение самостоятельно, вполголоса: научиться читать целыми словами
Чтение вслух, по 1 предложению
Беседа
- Кто играл на лугу? (Игорь, Миша и Ольга)
- Кто появился на лугу? (Оса)
- Почему Игорь убежал? (Он испугался)
- Кто согнал осу? (Миша)
- Найдите в тексте слова с «ь».
- Кто назовёт? (Игорь, Ольга, испугалась)
- Где в каждом слове находится «ь»?
Составление предложений по тексту по схеме.
Чтение слов и предложений на стр.37
- В каких словах есть «ь»? Где стоит?
Итоги урока
- С какой буквой учились читать слова?
- Расскажите, что вы знаете об этой букве?
- Понравилось ли вам работать на уроке?
- Что было трудно?
-С каким настроение работали на уроке?