Вокзал – это входные ворота в город, и восприятие города часто именно с вокзала и начинается. Так сказать, по одежке встречают. Железнодорожный вокзал Самары был одним из красивейших в России.
А появился он в 1876-м году. Постройка совпала с 25-летним юбилеем Самары в звании губернской столицы.
Автором проекта был знаменитый петербургский «вокзальных дел мастер» - архитектор Николай де Рошфор.
Кстати, вокзал в Оренбурге тоже построен по проекту де Рошфора.
Самарское здание построено было в стиле итальянского ренессанса. Сразу стало доминантой, определяющей дальнейшую застройку района.
В 1925 году комплекс вокзальной площади дополнился зданием Управления Куйбышевской железной дороги.
Это была вдохновенная работа молодого самарского архитектора Петра Щербачева. Автор предложил три варианта фасадов – в стилях русского классицизма, итальянского ренессанса (перекликающегося со зданием вокзала) – и «модернизированной классики», сочетающей приемы модерна и неоклассицизма с византийскими мотивами.
Комиссия утвердила третий вариант.
А вокзал достраивался, несколько раз подвергался реконструкции и продолжал украшать собой город.
А почему рассказ идет в прошедшем времени? Да потому, что прекрасного исторического вокзала в Самаре теперь нет! Вместо него – новострой.
Зачем новострой, почему новострой? Якобы старый вокзал имел слишком малую пропускную способность. Приводятся цифры – единовременная вместимость старого вокзала составляла 980 человек, а нового – 2600, полезная площадь на одного пассажира в старом - 1 кв.м, а в новом – 5,6 кв.м, ну и так далее!
Летом 1996 года, в канун Дня железнодорожника, первый кирпич в фундамент нового комплекса был заложен, а к 2001 году первая очередь вокзальной «стройки века» завершилась
По функционалу к новому комплексу нареканий нет, все сделано продуманно и грамотно. Говорят, что многие иногородние пассажиры в восторге ,уже при подъезде к платформам ощущают себя «как в Европе». Восхищаются футуристическим обликом
Такой вот имеем посреди исторического района противоречивый новострой.
Правда, «новострою» уже 20 лет, но горожане, особенно старшего поколения, окончательно привыкнуть к нему так и не смогли. Когда говорят «самарский вокзал» - подразумевают прежнее историческое здание. А новый комплекс – в соответствии с расположением – называют «конец Льва Толстого». Глас народа!
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете