Найти тему

В Самару! Вокзал исторический и вокзал, его сменивший

Вокзал – это входные ворота в город, и восприятие города часто именно с вокзала и начинается. Так сказать, по одежке встречают. Железнодорожный вокзал Самары был одним из красивейших в России.

Бывший символ Самары
Бывший символ Самары

А появился он в 1876-м году. Постройка совпала с 25-летним юбилеем Самары в звании губернской столицы.

Архитектор Н.И. Рошфор
Архитектор Н.И. Рошфор

Автором проекта был знаменитый петербургский «вокзальных дел мастер» - архитектор Николай де Рошфор.

Оренбургскому вокзалу повезло больше - его не считают устаревшим!
Оренбургскому вокзалу повезло больше - его не считают устаревшим!

Кстати, вокзал в Оренбурге тоже построен по проекту де Рошфора.

1876 год. Улица Льва Толстого тогда пролегала по окраине и называлась Москательной. После постройки вокзала стала важной транспортной магистралью
1876 год. Улица Льва Толстого тогда пролегала по окраине и называлась Москательной. После постройки вокзала стала важной транспортной магистралью

Самарское здание построено было в стиле итальянского ренессанса. Сразу стало доминантой, определяющей дальнейшую застройку района.

 Николай Второй на самарском вокзале -  1 июля 1904 года - во время проводов наших войск на войну с Японией
Николай Второй на самарском вокзале - 1 июля 1904 года - во время проводов наших войск на войну с Японией

В 1925 году комплекс вокзальной площади дополнился зданием Управления Куйбышевской железной дороги.

Управление Куйбышевской железной дороги лет 50 назад
Управление Куйбышевской железной дороги лет 50 назад

Это была вдохновенная работа молодого самарского архитектора Петра Щербачева. Автор предложил три варианта фасадов – в стилях русского классицизма, итальянского ренессанса (перекликающегося со зданием вокзала) – и «модернизированной классики», сочетающей приемы модерна и неоклассицизма с византийскими мотивами.

Здание Управления сейчас
Здание Управления сейчас

Комиссия утвердила третий вариант.

Начало 20-го века. Похоже и на Милан, и на Петербург - но это Самара.
Начало 20-го века. Похоже и на Милан, и на Петербург - но это Самара.

А вокзал достраивался, несколько раз подвергался реконструкции и продолжал украшать собой город.

30-е годы прошлого века
30-е годы прошлого века

А почему рассказ идет в прошедшем времени? Да потому, что прекрасного исторического вокзала в Самаре теперь нет! Вместо него – новострой.

Стало вот так!
Стало вот так!

Зачем новострой, почему новострой? Якобы старый вокзал имел слишком малую пропускную способность. Приводятся цифры – единовременная вместимость старого вокзала составляла 980 человек, а нового – 2600, полезная площадь на одного пассажира в старом - 1 кв.м, а в новом – 5,6 кв.м, ну и так далее!

Зал ожидания над платформами
Зал ожидания над платформами

Летом 1996 года, в канун Дня железнодорожника, первый кирпич в фундамент нового комплекса был заложен, а к 2001 году первая очередь вокзальной «стройки века» завершилась

Платформы крытые
Платформы крытые

По функционалу к новому комплексу нареканий нет, все сделано продуманно и грамотно. Говорят, что многие иногородние пассажиры в восторге ,уже при подъезде к платформам ощущают себя «как в Европе». Восхищаются футуристическим обликом

При этом улица Льва Толстого застроена как-то так. Вся окружающая застройка по стилю и смыслу была связана с прежним вокзалом
При этом улица Льва Толстого застроена как-то так. Вся окружающая застройка по стилю и смыслу была связана с прежним вокзалом

Такой вот имеем посреди исторического района противоречивый новострой.

ДК железнодорожников на ул. Льва Толстого
ДК железнодорожников на ул. Льва Толстого

Правда, «новострою» уже 20 лет, но горожане, особенно старшего поколения, окончательно привыкнуть к нему так и не смогли. Когда говорят «самарский вокзал» - подразумевают прежнее историческое здание. А новый комплекс – в соответствии с расположением – называют «конец Льва Толстого». Глас народа!

-15

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете