Есть такой знаменитый немецкий (и недетский) писатель – Эрих Ремарк. И есть у него роман «Триумфальная арка», в котором присутствует вот такой романтичный и захватывающий воображение фрагмент:
Мальчиком однажды ночью я спал на лугу. Было лето, на небе ни облачка. Перед тем как заснуть, я смотрел на Орион, он висел далеко на горизонте, над лесом. Потом среди ночи я проснулся и вдруг вижу – Орион прямо надо мной. Я запомнил это на всю жизнь. В школе я учил, что Земля – планета и вращается вокруг своей оси, но воспринял это отвлеченно, как-то по-книжному, никогда над этим не задумываясь. А тут я впервые ощутил, что это действительно так. Почувствовал, как Земля бесшумно летит в неимоверно огромном пространстве. Я почувствовал это с такой силой, что вцепился в траву, боялся – снесет. Видимо, это произошло потому, что, очнувшись от глубокого сна, на мгновение покинутый памятью и привычкой, я увидел перед собой громадное, сместившееся небо. Внезапно земля оказалась для меня недостаточно надежной… С тех пор она такой и осталась.
Красиво написано, согласитесь! Но есть одна проблема... Это неправда. Ремарк нарушил закон учительницы рисования Сыроежкина – помните? «Настоящий художник должен быть правдив».
Итак, в чём засада?
В Орионе. Орион – одно из самых красивых и узнаваемых созвездий на небе; по популярности уступает оно разве только Большой Медведице и знакам Зодиака, ну, тем, которые в гороскопах (Водолей, Рыбы и прочие Весы). Ремарк – далеко не первый и не единственный писатель, воспевающий красоту Ориона. Вот, скажем, Джон Толкиен, роман «Властелин колец»:
Высоко на востоке зажглась Зёездная Сеть, Реммират; пронизывая туман, разгорелся, как пламенный рубин, Боргиль. Потом вдруг, словно по волшебству, небо разъяснилось, а из-за окраины мира блеснул Небесный Меченосец Мэнальвагор в сверкающем поясе.
Любой, знающий звёздное небо, тут же узнает сентябрьское или октябрьское ночное небо: где-то к десяти часам вечера на востоке поднимаются Плеяды («Звёздная сеть»), к одиннадцати – красно-оранжевый Альдебаран (альфа Тельца), а за полночь в небе начинает восходить тот самый «Небесный меченосец в сверкающем поясе», то есть Орион. Пояс Ориона из трёх звёзд – звёзды пояса, кстати, называются Альнитак, Альнилам и Минтака – это отдельное украшение ночного неба. В крупных городах, конечно, видно поганенько – из-за грязного воздуха и многочисленных фонарей. Но вот далеко за городом – это невероятно красиво! Ремарк, наверное, и выбрал для своего фрагмента Орион из-за его редкой красоты... Но...
Обратите внимание: из-за горизонта на востоке Орион начинает подниматься после полуночи только ближе к концу сентября! А во всём великолепии радует глаз аккуратно посредине зимы, Орион – это «зимнее», «январское» созвездие!
Вот в январскую полночь от Ориона на юге просто глаз не оторвать! А у Ремарка в тексте что? «Было лето». Неа, не получится, хоть ты в лепёшку расшибись! Характерные созвездия летнего ночного неба – это Волопас, Лира, Лебедь, Скорпион, Стрелец, Змееносец, Орёл – но ни в коем случае не Орион!
И это не единственная астрономическая ошибка у Ремарка. Мальчик проснулся и увидел Орион «прямо над собой», то есть в зените. Но для того, чтобы увидеть Орион в зените нужно переместиться в Конго, в Уганду, в Сомали, в Индонезию, в Бразилию, да хоть на Мальдивы – но обязательно на экватор. Вот там – и опять-таки зимой, в январскую полночь, а никак не летом! – вы сможете увидеть созвездие Ориона над головой.
А Ремарк, когда был мальчиком, жил в небольшом городе Оснабрюке, в западной Германии, не особо далеко от границы с Голландией. Широта Оснабрюка – 52 градуса, примерно как у Лондона, Варшавы или Саратова.
Летом в Оснабрюке над головой вы в первую очередь увидите созвездия Дракона и Лиры, прежде всего яркую бело-голубую звезду Вегу (читали повесть Владислава Крапивина «Баркентина с именем звезды»?). Вот если в тексте у Ремарка поменять Орион на Лиру (или даже просто Вегу), тогда будет абсолютно астрономически правильно.
И, кстати, ничуть не менее красиво!
Также читайте:
В чём была ошибка капитана Гранта?
Чего не заметил пятнадцатилетний капитан?
Чем были вооружены пираты Острова сокровищ?
Ящик с «Таинственного острова»: что внутри?