Президент Международного олимпийского комитета Томас Бах , выступая на заседании Ассоциации международных федераций летних Олимпийских игр (ASOIF), сделал новую порцию очень странных заявлений о политических санкциях против спортсменов из России и Белоруссии. Еще в конце февраля исполком МОК рекомендовал федерациям по видам спорта немедленно отстранить от выступлений россиян и белорусов. Эти рекомендации легли в основу всех последующих жестких решений о дисквалификациях. С тех пор Бах почти во всех публичных выступлениях пытается обосновать позицию исполкома. Получается либо плохо, либо очень плохо. И дело тут совсем не в геополитике, а в том, что сказать что-нибудь внятное по данной теме у высокопоставленного чиновника не получается от слова «совсем».
Уимблдон, ты не прав
Вот и сейчас Бах первым делом удивил атакой на организаторов Уимблдонского теннисного турнира. По словам президента МОК, Всеанглийскому лаун-теннисному клубу не стоило идти на поводу у правительства Великобритании и отклонять заявки россиян с белорусами. «Мы не можем гарантировать честные международные соревнования, если национальные правительства начнут решать, кто может в них участвовать, а кто нет, в соответствии со своими собственными политическими интересами, — заявил Бах. — В мире нет ни одной страны, действиями которой были бы довольны абсолютно все. Сегодня отстраняют Россию и Белоруссию, а завтра — кого-то еще. Это противоречит всем нашим принципам. Если мы пойдем на поводу у руководства отдельных стран, то превратимся в инструмент политических игр».
Здесь надо понимать, что тема вмешательства государства в спортивные дела — очень болезненная для МОК. Множество национальных олимпийских комитетом отстранялись на разные сроки за то, что местные правительства пытались ими руководить. С этой точки зрения критика Уимблдона вроде бы очень логична. Если бы изначальную рекомендацию отстранить россиян не дал сам МОК. Да, в Лондоне проигнорировали позицию Международной теннисной федерации, которая вопреки рекомендациям из Лозанны допустила наших спортсменов в нейтральном статусе. Но, не будь февральских указаний от Баха по поводу травли спортсменов из России и Белоруссии, очень многие в мировом спорте не стали бы придумывать никаких санкций. И в такой ситуации высказывания главы МОК выглядят предельно цинично.
Он отталкивает, а не объединяет
Циничными были и его майские объяснения скандального решения исполкома. «У нас было много аргументов от НОК, которые говорили: «Что делает эту ситуацию такой уникальной? Что вы предприняли, когда была война в Афганистане, Сирии, Йемене, Мали, Эфиопии и где угодно?» — вопрошал Томас Бах в мае. — Кризисов очень много. Ответ заключается в том, что в случае Россией мы имели дело с вопиющим нарушением олимпийского перемирия. И мы должны были предпринять защитные меры, потому что мировая реакция на другие конфликты была не такой, как на действия России».
Эти слова о «неуникальных конфликтах» в Азии и Африке возмутили очень многих, в том числе знаменитого камерунского футболиста Самуэля Это'О. «В Африке конфликты проходят каждый день, и имена тех, кто их развязывает, известны. Но, похоже, никому до этого нет дела, — заявил легендарный форвард. — Беженцев из Африки не так хорошо принимают, хотя Европа пользуется нашим газом, нашими алмазами и нашими ресурсами. У спорта громкий голос, его слышат, и он выходит за рамки предрассудков. Он объединяет, а не отталкивает».
В прошлом многие на Западе обвиняли Томаса Баха в «пророссийской позиции», в частности из-за решений МОК вокруг скандала о «русском допинге». При этом в нашей стране его, наоборот, считали чуть ли не главным русофобом мирового спорта. Очевидно, что сторонники обеих точек зрения далеки от истины. А она в том, что Бах — просто сторонник компромиссов и половинчатых решений. В прошлом эти качества сделали бы из него великого политика, но в наше время бесхребетность — это скорее минус. Такого человека не воспринимают в роли миротворца и ненавидят обе стороны конфликта.