Привет, друзья!
Сегодня хочу рассказать о школах в блокадном Ленинграде.
Они работали. Хотя, конечно, далеко не все.
Начать стоит с того, что 1 сентября 1941 г. школы не открыли свои двери для учеников. На страну напал враг, идет война на уничтожение и школы в большинстве своем переоборудуются в госпитали.
Но тем не менее руководство города принимает решение организовать обучение школьников несмотря на крайне тяжелое положение со снабжением города. Образование имело огромную роль в СССР, а так же сама по себе работа школ имела огромное значение с точки зрения пропаганды, подъема боевого духа населения, а так же занятия детей умственной деятельностью.
В начале ноября школы открыли свои двери ученикам.
⠀
Из дневника Нелли Черненковой (3 ноября 1941 г):
«Сегодня в день моего шестнадцатилетия, встали с мамой в половину восьмого. К 9 часам пошла в школу. Из нашего класса осталось только 8 человек»
⠀
Юрий Рябинкин (3-5 ноября 1941 г.)⠀
«Все эти три дня шла учеба в школе. Понижены требования, из прежних преподавателей осталось только несколько. При школе столовка, суп без карточек – по 1 тарелке на человека, а все остальное по карточкам».
Обратите внимание на фразу "суп без карточек". Это важно, поясню позднее в статье о чем здесь речь.⠀
Евгения Шаврова (13 лет 3 ноября 1941 г.):
«Понедельник. Начался долгожданный учебный год. Открылись некоторые школы…
На втором уроке произошло первое знакомство с алгеброй. Сначала мы решили несколько задач по арифметике. В задаче говорилось о килограммах печенья, конфет, варенья, другая задача, как всегда, о путешественниках, идущих навстречу друг другу (никак от них не отделаться!)...»
⠀
Здесь надо сказать, что уже через несколько дней из школьной программы будут убраны все задачи с печеньками, яблоками, конфетами и так далее. По совершенно понятным причинам. В ноябре в городе уже ощущается острый голод, а в 20-х числах ноября норма выдачи хлеба на детей снижается до 125 гр.
Совершено не сложно представить настроение голодающего ребенка, который должен решать задачу про килограммы печенья.
А даже и представлять не надо, вот запись из дневника Василия Леонтьева (16 лет):
«На уроке математики можно ребятам дать задачу: На сколько дней их жизни хватит карточки, если вырезать у них, иждивенцев, в день по 50 граммов крупы?»
⠀
И вот здесь надо сказать, что даже в самое голодное, страшное, смертельное время школьников поддерживали как могли. При школах были столовые, где не только можно было отоварить карточку, то есть приобрести продукты, но и совершенно бесплатно получить суп. Как только в городе появлялась возможность хоть немного дополнительно поддержать детей - это делали сразу же.
И когда в школе стали бесплатно выдавать суп для детей - это было настолько радостное событие, что нашло отражение сразу в нескольких дневниках:⠀⠀
Михаил Тихомиров (9 декабря 1941 г):
«Ребятам в школе дали без карточек (а возможно, будут давать и впредь) жиденького супа. Все-таки это что-нибудь да значит…»
Елена Мухина (9 декабря 1941 г.):
«Сегодня в школе нам дали без карточек тарелку супа с капустой и стакан желе. Говорят, что каждый день будут давать….»
⠀
Какие радости и переживания могли быть у детей в школе?
Первое, что старались делать практически все школьники - сбежать или прогулять урок немецкого языка. Во многих дневниках школьников прослеживаются строки, где они прямо таки чрезвычайно довольны тем, что сговорились всем классом и убежали с урока немецкого. 😝
Думаю, причины такого "протеста" нам всем понятны.
В других дневниках мы видим, как школьники боятся завтрашней контрольной или сочинения и искренне радуются, что его отменили. Или когда контрольная сорвалась из-за начавшейся воздушной тревоги.
Школы будут работать всю блокаду. Да, их будет мало. Да, их совсем мало будет в самую лютую зиму. В школе будут сокращенные занятия, уроки будут идти без записей в привычном нам понимании (как писать, если в помещении нет отопления, электрического освещения, а дети сидят в перчатках, шубах и валенках?).
Многие старшеклассники вместо школы пойдут работать на заводы с мамами.
Причина на поверхности – вместо карточки иждивенца работающий школьник получал рабочую карточку.
Если вы бывали на Дороге Жизни, то должны были видеть целый мемориал, посвященный детям.
Одна из стел рассказывает о том, что в блокаду более 18.000 школьников работали со взрослыми наравне.
Так же хочу напомнить, что побывать на Дороге Жизни и узнать много интересных фактов о блокаде можно на наших экскурсиях.
Здесь вы можете ознакомиться с расписанием и стоимостью.
Отдельного рассказа заслуживают учителя.
Я уверен, что среди нашей аудитории очень много учителей.
Какая была роль учителей в блокаду?
Огромная. Из-за голода и холода ухудшалась память учеников.
Отличники забывали простейшие фамилии и даты, детям было не сконцентрироваться. Педагоги работали в совершенно новых для себя условиях.
Из дневника ленинградской учительницы Ксении Ползиковой:
«Хорошая ученица во время рассказа об итальянском Возрождении вдруг запнулась, подняла на меня большие серые глаза и как-то скорбно сказала:
— Я помню биографию замечательного художника и ученого, но я забыла его имя.
— А потом дрогнувшим голосом: — Я… я даю вам честное слово, что я урок учила.
Я говорю спокойно:
— Ты имеешь в виду Леонардо да Винчи, конечно. Садись. — И ставлю в журнал: «Отлично».
⠀Почему я это делаю?
Я знаю: урок она учила и хорошо ответила.
Забыть имя Леонардо да Винчи она могла только в обстановке наших дней. Нельзя ей дать заметить, что память у нее ослабела. Нельзя. Чтобы учиться или учить, надо верить, что это тебе по силам.»
⠀
Очень часто урок прерывался воздушной тревогой. Тогда обучение продолжали в бомбоубежище. Иногда ученики не готовили домашнее задание, т.к., например, вчера умер кто-то из близких от голода.
А мы с вами (с большинством из вас) знаем, что школа для детей в то время - это как второй дом. Учитель - один из самых близких людей для любого школьника.
И всю боль, все страдания, все потери каждого ученика учитель пропускал через себя.
И учителя в блокадном Ленинграде умели и поддержать, и напомнить, школьнику, что все же уроки делать надо. Не смотря ни на что. При школах были столовые и в самое голодное время дети, конечно же, жили слухами. Что вот-вот будет прибавка, вот-вот будет много хлеба.
К кому идти с этими вопросами, как не к своему учителю? Как учителю, глядя в детские глаза, полные надежды, ответить, что это неправда? Что нет никаких предпосылок к улучшению ситуации со снабжение в ближайшее время?
Когда случались воздушные тревоги, учитель с учениками спускались в бомбоубежище. А порой даже и изначально начинали уроки в бомбоубежище.
1. Чтобы не прерываться на уроке.
2. Чтобы иметь возможность согреться, т.к. если школьники вместе с учителями добудут двор или еще чего-либо, что можно сжечь, то уроки пройдут в относительном "комфорте."
В Санкт-Петербурге на Васильевском острове есть очень значимо и памятное место - Яблоневый сад.
Этот памятник и сад посвящены детям и учителям блокадного Ленинграда. Девочка в руке зажимает малюсенький кусочек хлеба.
Этот сад был заложен через несколько лет после окончания войны, а именно в 1953 г. по инициативе преподававшей в блокаду в школе №34 Анфисы Николаевны .
Сама учительница, потерявшая в блокаду мужа и сына вложила в этот сад все свои силы и душу. Примерно до середины 1990-х в сад регулярно ходили школьники с учителями со всего города. Потом эта традиция сошла на нет и сад пришел в запустение.
Но вскоре традиция восстановилась сама собой, а в 2010 году появилась скульптура девочки с кусочком хлебушка в руках.
Найти этот сад, если будет желание, вы можете по адресу ул. Наличная 55.
Надеюсь, вам эта статья была интересна. Оставьте лайк, благодаря ему статью увидит гораздо больше подписчиков.