Найти тему

О школьниках и учителях в блокаду

Привет, друзья!

Сегодня хочу рассказать о школах в блокадном Ленинграде.

Они работали. Хотя, конечно, далеко не все.

Начать стоит с того, что 1 сентября 1941 г. школы не открыли свои двери для учеников. На страну напал враг, идет война на уничтожение и школы в большинстве своем переоборудуются в госпитали.

Но тем не менее руководство города принимает решение организовать обучение школьников несмотря на крайне тяжелое положение со снабжением города. Образование имело огромную роль в СССР, а так же сама по себе работа школ имела огромное значение с точки зрения пропаганды, подъема боевого духа населения, а так же занятия детей умственной деятельностью.

В начале ноября школы открыли свои двери ученикам.

Урок в блокадном Ленинграде.
Урок в блокадном Ленинграде.

Из дневника Нелли Черненковой (3 ноября 1941 г):

-2

«Сегодня в день моего шестнадцатилетия, встали с мамой в половину восьмого. К 9 часам пошла в школу. Из нашего класса осталось только 8 человек»

Юрий Рябинкин (3-5 ноября 1941 г.)⠀

-3

«Все эти три дня шла учеба в школе. Понижены требования, из прежних преподавателей осталось только несколько. При школе столовка, суп без карточек – по 1 тарелке на человека, а все остальное по карточкам».

Обратите внимание на фразу "суп без карточек". Это важно, поясню позднее в статье о чем здесь речь.⠀

Евгения Шаврова (13 лет 3 ноября 1941 г.):

«Понедельник. Начался долгожданный учебный год. Открылись некоторые школы…
На втором уроке произошло первое знакомство с алгеброй. Сначала мы решили несколько задач по арифметике. В задаче говорилось о килограммах печенья, конфет, варенья, другая задача, как всегда, о путешественниках, идущих навстречу друг другу (никак от них не отделаться!)...»

Здесь надо сказать, что уже через несколько дней из школьной программы будут убраны все задачи с печеньками, яблоками, конфетами и так далее. По совершенно понятным причинам. В ноябре в городе уже ощущается острый голод, а в 20-х числах ноября норма выдачи хлеба на детей снижается до 125 гр.

Совершено не сложно представить настроение голодающего ребенка, который должен решать задачу про килограммы печенья.

А даже и представлять не надо, вот запись из дневника Василия Леонтьева (16 лет):

«На уроке математики можно ребятам дать задачу: На сколько дней их жизни хватит карточки, если вырезать у них, иждивенцев, в день по 50 граммов крупы?»

И вот здесь надо сказать, что даже в самое голодное, страшное, смертельное время школьников поддерживали как могли. При школах были столовые, где не только можно было отоварить карточку, то есть приобрести продукты, но и совершенно бесплатно получить суп. Как только в городе появлялась возможность хоть немного дополнительно поддержать детей - это делали сразу же.

И когда в школе стали бесплатно выдавать суп для детей - это было настолько радостное событие, что нашло отражение сразу в нескольких дневниках:⠀⠀

Михаил Тихомиров (9 декабря 1941 г):

-4

«Ребятам в школе дали без карточек (а возможно, будут давать и впредь) жиденького супа. Все-таки это что-нибудь да значит…»

Елена Мухина (9 декабря 1941 г.):

-5

«Сегодня в школе нам дали без карточек тарелку супа с капустой и стакан желе. Говорят, что каждый день будут давать….»

Какие радости и переживания могли быть у детей в школе?

Первое, что старались делать практически все школьники - сбежать или прогулять урок немецкого языка. Во многих дневниках школьников прослеживаются строки, где они прямо таки чрезвычайно довольны тем, что сговорились всем классом и убежали с урока немецкого. 😝

Думаю, причины такого "протеста" нам всем понятны.

В других дневниках мы видим, как школьники боятся завтрашней контрольной или сочинения и искренне радуются, что его отменили. Или когда контрольная сорвалась из-за начавшейся воздушной тревоги.

Школы будут работать всю блокаду. Да, их будет мало. Да, их совсем мало будет в самую лютую зиму. В школе будут сокращенные занятия, уроки будут идти без записей в привычном нам понимании (как писать, если в помещении нет отопления, электрического освещения, а дети сидят в перчатках, шубах и валенках?).

Многие старшеклассники вместо школы пойдут работать на заводы с мамами.

Причина на поверхности – вместо карточки иждивенца работающий школьник получал рабочую карточку.

Вера Тихова. В блокаду работает токарем на заводе. Ей 15 лет. Порой получается за смену  выработать полуторную норму.
Вера Тихова. В блокаду работает токарем на заводе. Ей 15 лет. Порой получается за смену выработать полуторную норму.

Если вы бывали на Дороге Жизни, то должны были видеть целый мемориал, посвященный детям.

Цветок жизни на Дороге жизни. Из личного фотоархива.
Цветок жизни на Дороге жизни. Из личного фотоархива.

Одна из стел рассказывает о том, что в блокаду более 18.000 школьников работали со взрослыми наравне.

Аллея Дружбы. Из личного фотоархива.
Аллея Дружбы. Из личного фотоархива.

Так же хочу напомнить, что побывать на Дороге Жизни и узнать много интересных фактов о блокаде можно на наших экскурсиях.

Здесь вы можете ознакомиться с расписанием и стоимостью.

Отдельного рассказа заслуживают учителя.

Я уверен, что среди нашей аудитории очень много учителей.

Какая была роль учителей в блокаду?

Огромная. Из-за голода и холода ухудшалась память учеников.

Отличники забывали простейшие фамилии и даты, детям было не сконцентрироваться. Педагоги работали в совершенно новых для себя условиях.

Из дневника ленинградской учительницы Ксении Ползиковой:

«Хорошая ученица во время рассказа об итальянском Возрождении вдруг запнулась, подняла на меня большие серые глаза и как-то скорбно сказала:
— Я помню биографию замечательного художника и ученого, но я забыла его имя.
— А потом дрогнувшим голосом: — Я… я даю вам честное слово, что я урок учила.
Я говорю спокойно:
— Ты имеешь в виду Леонардо да Винчи, конечно. Садись. — И ставлю в журнал: «Отлично».
⠀Почему я это делаю?
Я знаю: урок она учила и хорошо ответила.
Забыть имя Леонардо да Винчи она могла только в обстановке наших дней. Нельзя ей дать заметить, что память у нее ослабела. Нельзя. Чтобы учиться или учить, надо верить, что это тебе по силам.»

Очень часто урок прерывался воздушной тревогой. Тогда обучение продолжали в бомбоубежище. Иногда ученики не готовили домашнее задание, т.к., например, вчера умер кто-то из близких от голода.

А мы с вами (с большинством из вас) знаем, что школа для детей в то время - это как второй дом. Учитель - один из самых близких людей для любого школьника.

И всю боль, все страдания, все потери каждого ученика учитель пропускал через себя.

И учителя в блокадном Ленинграде умели и поддержать, и напомнить, школьнику, что все же уроки делать надо. Не смотря ни на что. При школах были столовые и в самое голодное время дети, конечно же, жили слухами. Что вот-вот будет прибавка, вот-вот будет много хлеба.

К кому идти с этими вопросами, как не к своему учителю? Как учителю, глядя в детские глаза, полные надежды, ответить, что это неправда? Что нет никаких предпосылок к улучшению ситуации со снабжение в ближайшее время?

Когда случались воздушные тревоги, учитель с учениками спускались в бомбоубежище. А порой даже и изначально начинали уроки в бомбоубежище.

1. Чтобы не прерываться на уроке.

2. Чтобы иметь возможность согреться, т.к. если школьники вместе с учителями добудут двор или еще чего-либо, что можно сжечь, то уроки пройдут в относительном "комфорте."

-9

В Санкт-Петербурге на Васильевском острове есть очень значимо и памятное место - Яблоневый сад.

Фотография из личного фотоархива.
Фотография из личного фотоархива.

Этот памятник и сад посвящены детям и учителям блокадного Ленинграда. Девочка в руке зажимает малюсенький кусочек хлеба.

Фотография из личного фотоархива.
Фотография из личного фотоархива.

Этот сад был заложен через несколько лет после окончания войны, а именно в 1953 г. по инициативе преподававшей в блокаду в школе №34 Анфисы Николаевны .

Сама учительница, потерявшая в блокаду мужа и сына вложила в этот сад все свои силы и душу. Примерно до середины 1990-х в сад регулярно ходили школьники с учителями со всего города. Потом эта традиция сошла на нет и сад пришел в запустение.

Но вскоре традиция восстановилась сама собой, а в 2010 году появилась скульптура девочки с кусочком хлебушка в руках.

Найти этот сад, если будет желание, вы можете по адресу ул. Наличная 55.

Надеюсь, вам эта статья была интересна. Оставьте лайк, благодаря ему статью увидит гораздо больше подписчиков.