Виктор Николаевич Кривоногов родился 12 июня 1922 года в Подмосковье, Щёлковский район, в простой крестьянской семье.
Отец сначала занимался сельским хозяйством, а потом пошел работать на фабрику имени Свердлова. В семье было 5 человек: отец, мать, две сестры и Виктор. После войны остались лишь трое – отец и одна сестра погибли.
В 1938 году Виктор Николаевич окончил семилетку сельской школы, потом работал на заводе имени М. Калинина.
С завода весной 1941 года был призван в Красную Армию.
Он очень хотел быть лётчиком, но по здоровью не взяли. Однако по специальному набору попал в ШМАС – школу младших авиаспециалистов – в Риге.
12 июня 1941 года был направлен на практику на оперативный аэродром в районе города Митава (Латвия).
В оборонительных боях Виктор Кривоногов участвовал с первого дня войны:
«22 июня 1941 года в начале седьмого часа утра нас начали бомбить. Бросились к оружию, хотя не были знакомы даже с обычным стрелковым оружием: пистолет от ракетницы не могли отличить – новобранцы. Ни один наш самолёт не взлетел. Вот оттуда, с Прибалтики, и начались мои фронтовые дороги...».
Весной 1942 года был зачислен в 27-ю гвардейскую стрелковую дивизию. А в марте-апреле 1942 года дивизию перебросили в район Сталинграда. Переброска проходила под регулярными бомбёжками. Пока добрались до Сталинграда осталась только половина бойцов личного состава. Кривоногова назначили в полковую разведку 76-го гвардейского стрелкового полка.
«Помню 22 июля 1942 года нашу разведроту в составе 118-ти человек отправили на передний край, где мы столкнулись с немецкими танками,– вспоминает Виктор Николаевич.– Очень трудно, просто фантастически сложно было противостоять этим железным машинам. Немцы поливали нас огнём из автоматов и пулемётов, а потом просто гнали и давили гусеницами. На поле брани творилось что-то ужасное: под ногами гудела и горела земля, всё вокруг было в пыли и дыму. Но нельзя было сдаваться, расслабляться и давать волю страху.
В какой-то момент я оказался на земле и между гусеницами танка. Пришла мысль, что надо схватиться за крюк буксирный. Пока он меня тащил по земле, я крутился, как белка в колесе, но не бросил автомат. Танк меня протянул где-то метров 200-300, пока я не оказался в траншее. Бойцы бросились ко мне проверить, жив ли я. Маскхалат на мне порван, я по пояс голый, сапог, как и не было, всё тело в крови… ».
5 октября 1942 года «за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество» связной пешей разведки 76 гвардейского стрелкового полка Кривоногов Виктор Николаевич награждён медалью «За боевые заслуги».
Потом Кривоногова перевели в дивизионную разведку, в 23-ю отдельную гвардейскую разведроту, где и он провоевал с 1942 по 1945 годы.
Из воспоминаний разведчика: «Что такое разведка? Это глаза и уши армии. А боевой поиск – это не только группы захвата и «язык». Прежде всего – это честные и преданные делу ребята – надёжные и отважные. Мы провожали через линию фронта агентурных разведчиков, ходили на связь с партизанами, проводили разведку боем. На задание выходили с полной боевой экипировкой, но без документов, знаков отличия и наград. Ведь невозможно было предусмотреть ситуации, в которые может попасть разведчик.
Часто нас спасала простая житейская хитрость. Под Сталинградом, когда у врага не было сплошной линии обороны, мы придумали такой приём. выходим на немецкую линию связи, перерезаем провода, прячемся недалеко и ждём. Рано или поздно гитлеровец выйдет искать повреждение. И тогда – он наш. Немцы скоро сообразили, в чём наша хитрость, и начали посылать на ликвидацию повреждения чуть ли не целое отделение. Мы сразу поменяли тактику. Но, так или иначе, задания выполняли всегда. Даже когда было очень трудно».
Под Сталинрадом Виктор Николаевич был от начала и до конца. За участие в героической обороне Сталинграда, В.Н.Кривоногов был удостоен награды – медали «За Оборону Сталинграда».
После Сталинграда дивизию перебросили на Украину. Освобождали Донбасс:
«Стояли мы у Северского Донца, деревня Долгенькая, это, что неподалёку от Святогорска. Нужно было взять «языка» срочно, не ждать вечера – днём.
Выделили разведгруппу, человек 14. Мы знали, что немцы ушли, но оставили заслон. Нужно было знать: куда и зачем.
Заслон был не велик, как потом выяснилось, 6 человек, в его распоряжении два пулемёта, четыре автомата, гранаты. Они были в окопах на окраине деревни. Деревня расположена на открытом поле, перед ней – Северский Донец, вдоль берега – лесок. Немец просматривал и простреливал всё пространство до самой деревушки.
Выручила хитрость. Ползли до расстояния на бросок гранаты. Бросили несколько гранат, послышались взрывы, а вслед за ними бросили гранаты, но не вынимали чеки. Немцы, перепугавшись, прильнули к земле. Ждут взрыва. А мы этим временем – бросок в их окопы. Короткая схватка. Часть перебита, а одного раненого взяли в плен.
От рассказа пленного нам стало известно, что фашистское командование стремится остановить наступление на рубеже Славянск, Краматорск, Константиновка и далее по р.Кальмиус, прикрывая подступы к центру Донбасса. Но из этого ничего не вышло».
В большом арсенале наград Виктора Николаевича Кривоногова есть знак «Отличный разведчик».
После Донбасса – Запорожская, Харьковская, Кировоградская области. Летом 1944 года в составе дивизии, переброшенной на 2-й Украинский фронт, участвовал в боях за освобождение Польши.
9 августа 1944 года Кривоногов с группой разведчиков проник в тыл противника и в районе нас. пункта Пясечно (50 км сев.-зап. г. Демблин, Польша), обнаружил скопление живой силы и техники врага и доставил эти сведения в штаб дивизии.
11 августа 1944 года в этом же районе в составе группы разведчиков захватил «языка», который сообщил ценные сведения о ранее неизвестной группировке противника в полосе дивизии.
Приказом от 7 сентября 1944 года гвардии старший сержант Кривоногов Виктор Николаевич награжден орденом Славы III степени*.
*Орден Славы учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 ноября 1943 года. Орденом награждались военнослужащие рядового лица рядового и сержантского состава Красной Армии, а в авиации и лица, имеющие звание младшего лейтенанта, проявившие в боях за Советскую Родину славные подвиги храбрости, мужества и бесстрашия. Вручался только за личные заслуги.
Орден Славы состоит из трех степеней. Высшей степенью является
I степень, награждение же производится последовательно: III степенью, II степенью и I степенью.
Всего за подвиги, совершённые в годы Великой Отечественной войны, было вручено около миллиона знаков ордена Славы III степени, более 46 тысяч — II степени и 2678 — I степени.
16 октября 1944 года гвардии старшина Кривоногов в устье р. Пилица (10 км сев.-вост. г. Варка, Польша), возглавляя группу захвата, преодолел проволочные заграждения, ворвался в траншею противникака, огнем из автомата уничтожил 5 пехотинцев и взял в плен унтер-офицера, который затем был доставлен в штаб и дал ценные сведения командованию.
Приказом от 12 ноября 1944 года Виктор Николаевич был награждён орденом Славы II степени.
В апреле 1945-го 27-ядивизия принимала участие в Берлинской операции. Полки перешли в наступление в районе Зееловских высот, которые представляли собой естественный рубеж, что давало противнику преимущество перед наступающими частями.
По восточным скатам были отрыты траншеи, с перекрытыми огневыми точками и убежищами для живой силы. Мосты и дороги, ведущие к высотам, забаррикадированы. Местность, лежащая перед высотами, простреливалась всеми видами артиллерийского и пехотного оружия.
Дивизионной разведке была поставлена задача: уточнить силы и численность, расположение огневых точек противника. Как только стемнело, группа разведчиков, вооруженная автоматами, ножами и гранатами, приступила к действию. Прикрываясь отдельными кустами и каменными грядами, разведчики вышли в тыл противника. Разведка прошла успешно. С учетом выявленных сил противника командование приняло решение на обходный маневр, и части дивизии с наименьшими потерями овладели очередным укрепленным опорным пунктом противника.
19 апреля разведчики вместе с пехотой отражали контратаку. Немецкую пехоту поддерживали 4 штурмовых орудия. Погиб командир, и тогда Виктор Николаевич принял командование на себя. В бою старшина Кривоногов уничтожил 10 солдат и 2 офицера противника. Получил три ранения и контузию, но не оставил поле боя до подхода стрелковых подразделений.
За отвагу и храбрость, проявленные в боях с немецкими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года
гвардии старшина Кривоногов Виктор Николаевич был награждён
орденом Славы I степени и стал полным кавалером ордена Славы.
День Победы Виктор Николаевич встретил в госпитале.
После демобилизации переехал в Алчевск – родину его супруги Екатерины Павловны.
Окончил курсы водителей и более 30 лет проработал водителем строительной автобазы «Минтяжстроя СССР», а затем водителем-наставником. Его машину украшала табличка: «Наставник молодежи. 30 лет безаварийной работы».
Много лет был председателем и душой Клуба фронтовых друзей городского исторического музея, активно участвовал в патриотическом воспитании молодежи города. Делился воспоминаниями о друзьях, погибших и живых, их мужестве, отваге и героизме.
Человек неординарной судьбы, высочайших личностных качеств, неутомимый труженик, удивительно скромный, щедрый, верный и преданный в дружбе.
Ушёл из жизни ветеран 15 декабря 2007 года.
7 мая 2008 года на доме, в котором он жил, была установлена мемориальная доска.
Виктор Николаевич Кривоногов часто начинал или заканчивал свои выступления перед алчевской молодёжью на встречах, посвящённых Великой Отечественной войне, словами поэта Ивана Лапшина:
Нас с каждым годом остается меньше,
Прошедших сквозь свинец, огонь и ад...
Благословляю сыновей и женщин —
Сажать сады, выращивать внучат.
Нет, не затем, чтобы однажды снова
Земля стонала, заживо горя,
А чтоб Война — то проклятое слово —
Встречалось разве только в словарях.
#алчевск #музей #история в лицах #виктор кривоногов #кавалеры ордена славы #великая отечественная война #вов