Найти тему
Mixofcomics

"Алжир, который мы потеряли" в графическом романе "Посторонний"

Оглавление

Графический роман Жака Ферандеза "Посторонний" — адаптация одноименного произведения Камю. Альбер Камю родился и большую часть жизни прожил в Алжире, однако тогда это была совершенно другая страна.

Комикс-адаптация романа "Посторонний"
Комикс-адаптация романа "Посторонний"

"Посторонний" в Алжире

Действие "Постороннего" происходит в конце 1930-х. Тогда Алжир был французской колонией, где все права и привилегии находились в руках белого человека. Даже те, кто родился и всю жизнь прожил в Африке, как Камю и его семья, относили себя к французам, а не к африканцам. Их называли "черноногие" из-за черных сапог, которые носили первые колонисты.

По сравнению с арабами и берберами статус "черноногих" французов был гораздо выше, а значит у них были лучшие земли, лучшая работа и лучшая зарплата. Поэтому в "Постороннем" главного героя судят не столько за убийство араба, сколько за то, что он недостаточно скорбел на похоронах матери. Мы вообще не видим ни одного поименованного представителя коренного населения — все они просто статисты, на фоне которых разворачивается драма людей с французскими фамилиями.

Камю не застал независимый Алжир, но застал борьбу за независимость и не одобрял ее. Во время торжеств по случаю вручения Нобелевской премии на вопрос об отношении к Фронту национального освобождения Алжира он сказал:

"В этот момент вы бросаете бомбы в трамваях Алжира. Моя мать может быть в одном из этих трамваев. Если такова справедливость, то я предпочитаю свою мать."

Митинг сторонников независимости Алжира
Митинг сторонников независимости Алжира

Террор продолжался, а в 1962 году в Оране произошла настоящая резня, жертвами которой стали алжирские "черноногие". После принятия независимости Алжира французам пришлось бежать из страны, что означало потерю привычного образа жизни, дома, земли и всего, что семьи наживали поколениями.

В графическом романе "Посторонний" Ферандез делает Алжир одним из действующих лиц, и почти на каждом развороте мы видим красивые, почти открыточный пейзажи, в которых явно прослеживается тоска по колониальным временам.

Сравним комикс и настоящую открытку из колониального Алжира
Сравним комикс и настоящую открытку из колониального Алжира

А вот вид на гавань Алжира.

Алжирская гавань в "Постороннем" и на фотографии 1930-х годов
Алжирская гавань в "Постороннем" и на фотографии 1930-х годов

К сожалению, мало внимания уделено Маренго — городу, где в богадельне жила мать героя. Судя по фотографиям, это был симпатичный аккуратный городок. Кстати, после ухода французов арабские власти Алжира зачем-то переименовали его в Аджу.

Вид Маренго
Вид Маренго

Приметы времени

Ферандез щедро добавляет в "постороннего приметы времени. Например, у Камю не указано, на какой именно фильм Фернанделя ходили герои. Художник решает, что это будет "Шпунц" и старательно перерисовывает афишу.

Афиша фильма "Шпунц" в графическом романе и реальные афиши
Афиша фильма "Шпунц" в графическом романе и реальные афиши

Сосед Мерсо Раймон — явно любитель подраться. В тексте его комнату "украшают фотографии чемпионов". Ферандез понимает, что у настоящего француза и обязана быть афиша с поединка Жоржа Карпентьера против американца Джека Демпси. Этот был "бой века", который активно освещался в прессе и на котором спортивные промоутеры впервые заработали 1 000 000$. Французский чемпион тогда, к сожалению, проиграл.

Плакат справа от Раймона напоминает о том самом поединке Демпси-Карпентьер
Плакат справа от Раймона напоминает о том самом поединке Демпси-Карпентьер

Кое-что из "Постороннего" Ферандеза мы можем увидеть в Алжире и сейчас. Например, кафе Tantonville работает уже больше 100 лет и открыто по сей день.

Несмотря на вековую историю, рейтинг Tantonville на Трипадвайзоре так себе
Несмотря на вековую историю, рейтинг Tantonville на Трипадвайзоре так себе

Убийство в атомном веке ничем не отличается от убийства в веке каменном

Поговорим о гильотине. Кажется, что в середине XX века казнь через отрубание головы — это какой-то пережиток прошлого в отдаленной дикой колонии. На самом деле нет.

Во Франции гильотина оставалась официальным способом смертной казни до самой ее отмены в 1981 году. Последний раз ее применяли по историческим меркам не так давно, в 1977 году. Для сравнения, в США в этом году уже придумали смертельную инъекцию, но французы продолжали сносить головы с плеч как в славные годы великой буржуазной революции.

Размышления о гильотине в "Постороннем"
Размышления о гильотине в "Постороннем"

Главный герой "Постороннего" рассказывает историю своего отца, видевшего смертную казнь. Этот эпизод автобиографичен — позже мы увидим его у Камю в эссе "Размышления о гильотине".

Писатель был ярым противником смертной казни. Он не считал ее ни полезной, ни необходимой. А эссе мы встречаем такие слова:

"Больше всего крови проливает тот, кто считает, что на его стороне право, логика и сама история."