Найти в Дзене

Наследники конструктора Михаила Калашникова претендуют на плату за использование фамилии родственника

Право на имя — это личное неимущественное право. Когда владелец имени предоставляет право использовать свое имя в коммерческой деятельности, то возникают имущественные права. Однако непонятно, как такое право может переходить по наследству. Дело в том, что право на вознаграждение обусловлено правом на имя, принадлежит только обладателю имени и не может существовать после прекращения права на имя в связи со его смертью. При этом обладатель имени может при жизни уступить право на получение вознаграждения другому лицу, значит, оно не связано с личностью лица. Такая запутанная и неоднозначная ситуация возникла в споре между ликероводочным заводом «Глазовский» и наследниками известного конструктора Михаила Калашникова.

Ранее с исковым требованием к заводу о взыскании платы за использование фамилии обращался Фонд имени Калашникова. Конструктор разрешил присвоить свою фамилию изделию, которое производит завод. Предприятие ежегодно выплачивало вознаграждение за это право. Инженер умер в 2013 году, а спустя три года его дети на правах наследников уступили право требовать деньги с завода Фонду имени Калашникова.

В процессе разбирательства завод утверждал, что возникшие права и обязанности сторон договора «неразрывно связаны с личностью самого конструктора», в связи с чем право требовать с предприятия выплаты денежных средств после смерти конструктора к другим лицам не переходит. Несмотря на это, фонду удалось заключить с заводом мировое соглашение спустя два круга судебных разбирательств. Поскольку возник вопрос о праве использовать фамилию конструктора у самого завода (№ А71-4896/2018). Судебный процесс по иску наследников продолжается. ВС отменил акты апелляции и кассации, направил дело на новое рассмотрение в Верховный суд Удмуртии (№ 43-КГ21-7-К6).

Из материалов журнала «Корпоративный юрист»

Хобби
3,2 млн интересуются