Свой первый рассказ Роберт Маккаммон написал в первом классе. Он был посвящен войне, а главных героев звали так же, как одноклассников Роберта. В старшей школе, под впечатлением от новостных сводок про Вьетнам, юноша придумал военную историю — на этот раз он получил за нее школьную премию и комментарий на полях от учителя: «И это написал старшеклассник?!»
Несмотря на признание, делать писательство своей профессией Роберт не торопился. Он закончил факультет журналистики, работал в деловых изданиях и периодически писал небольшие рассказы (уже, правда, не про поле боя, а про сверхъестественное). В публикациях ему отказывали вплоть до 1978 года, а потом согласились напечатать дебютный роман Маккаммон «Ваал». Здесь и случился поворотный момент в его карьере: успешные книги стали выходить одна за другой, а число поклонников росло с каждым годом. Сейчас Маккаммона называют одним из основателей хоррор-литературы и сравнивают его со Стивеном Кингом и Дином Кунцем.
Рассказываем, почему вам тоже стоит прочесть его книги, даже если вы всегда думали, что не любите ужастики.
Исторический фон
Еще с юных лет Роберту Маккаммону было важно, чтобы его книги не просто развлекали и восхищали людей, но и затрагивали какие-нибудь исторические события (или, по меньшей мере, были откликом на них). Так, один из своих самых успешных романов «Лебединую песнь» он написал на фоне Холодной войны и участившихся разговоров о начале ядерной бомбардировки. В бестселлере «Жизнь мальчишки» (в США роман обязателен к прочтению наряду со школьной классикой) Маккаммон затронул темы сегрегации чернокожего населения, движения Ку-клукс-клановцев и подъема правозащитной деятельности, а в «Зове ночной птицы» и «Королеве Бедлама» скептически описал судебные процессы колониальной Америки конца XVII века и осудил гонение на «ведьм» и «еретиков».
Дух американского юга
Уроженец Алабамы, действие многих своих романов Маккаммон разворачивает именно в южных штатах. Он рассказывает про них с большой любовью и в то же время с душевной болью: из-за несправедливости, невежественности, жестокости по отношению к «чужакам». В его ранних романах особенно чувствуется наследие культовых авторов южной готики: Маргаретт Митчелл, Харпер Ли, Рэя Брэдбери.
В одном из интервью на вопрос «Что особенного есть в американском юге, что он рождает столько великих писателей?» Маккаммон ответил: «Суеверия, изоляция. В каком-то смысле чувство безвременья. Семейные тайны, давние обиды. Кровная месть и кровные клятвы. Сильные страсти. Традиции, противостоящие изменениям современного мира». Все это он стремится передать в своих романах, и, надо сказать, страницы с десятой вам уже может показаться, что вы сами выросли где-нибудь в Техасе или Аризоне.
Комбо из мистики, хоррора и детектива
Первые произведения писателя, вдохновленные, по его словам, Эдгаром Алланом По, были сплошь посвящены битве добра со злом и включали в себя мистические повороты сюжета и жутких персонажей. Вампиры, подростки со сверхспособностями, дьяволы и ясновидящие с картами Таро — лишь немногие из тех, кто населял романы Маккаммона и заставлял читателей вздрагивать по ночам.
В начале 90-х Роберт взял творческий отпуск и вернулся в новом амплуа — не просто автора ужастиков, но серьезного писателя, интересующегося большой прозой. В его следующих романах мистика и хоррор органично соседствовали с детективными линиями и историческими сюжетами и превратились, скорее, в интересные фишки, чем в основные темы. Особенно ярко это проявляется в цикле о сыщике Мэтью Корбетте, так что если скримеры — это не ваша тема, а вот мистические детективы — очень даже, советуем обратить на него внимание.
Цикл о Мэтью Корбетте
«Зов ночной птицы»
В североамериканском городке Фаунт-Ройал творится неладное: который год жители остаются без урожая, по ночам внезапно загораются дома и происходят загадочные убийства. Казалось бы, все понятно: фаунт-ройалцам срочно следует сменить шерифа. Но на дворе 1699 год, и во всех злоключениях обвиняют «ведьму» — молодую вдову Рейчел Ховарт. Мировой судья уже готов согласиться на сожжение злодейки на костре, но вот его секретарь Мэтью Корбетт уверен, что горожане явно что-то недоговаривают…
«“Зов ночной птицы” — из тех уникальных произведений популярной литературы, что, ни на миг не жертвуя занимательностью, содержат массу пищи для ума. И теперь я жду не дождусь, когда и меня позовет ночная птица», — Стивен Кинг
«Королева Бедлама»
Действие книги происходит спустя пять лет после событий в Фаунт-Ройал. На этот раз Мэтью Корбетт отправляется в колониальный Нью-Йорк, где все с волнением ожидают появления нового губернатора. Корбетта, правда, заботит совсем другое: в городе уже давно орудует серийный убийца Масочник. И единственный шанс узнать о нем хоть что-то — это поговорить с некой Королевой Бедлама — пожилой дамой, живущей в приюте для сумасшедших…
«Через пять лет после «Зова ночной птицы» многоликий Маккаммон вернулся к приключениям Мэтью Корбетта. И снова таинственные происшествия, на первый взгляд независимые, складываются в картину широкомасштабного заговора подобно кусочкам головоломки…», — Library Journal
«Мистер Морг»
Мэтью Корбетт работает в детективном бюро «Герральд» и пользуется в развивающемся Нью-Йорке большой популярностью. Сам лорд Корнбери поручает ему ответственную задачу: привезти в Лондон из Уэстервикской лечебницы для душевнобольных Тирантуса Морга — коварнейшего убийцу и вора. Мэтью отправляется в путь вместе со своим напарником, а мистер Морг в это время продумывает хитрый план побега.
«Динамичный роман об охоте на серийного убийцу в увлекательных декорациях далекого прошлого. Мистер Морг напоминает Суини Тодда и Ганнибала Лектера вместе взятых...», — Elitist Book Reviews
Если вам понравился материал, оцените его в комментариях или поставьте лайк. Еще больше интересного о книгах, литературе, культуре вы сможете узнать, подписавшись на наш канал.