Время неуклонно движется вперед, прошлое забывается и только от желания и возможностей людей зависит- сохранить память об этом уходящем прошлом или нет. Это заставляет рассматривать судьбу каждого списанного корабля как нечто большее чем просто 2000-3000 тонн стали, правда такое отношение удается встретить не всегда.
Любой военный корабль - это не только боевая единица флота, это образец кораблестроения. В этом случае часто сохранение этого корабля или его части дело большой важности для страны. И наверное правильно, что в некоторых странах в качестве музеев и памятных экспонатов стараются сохранить в различной форме не только корабли старого времени, но и более-менее современные, которые с каждым годом становятся все старше. Ведь корабли не сразу становятся музейными экспонатами - такими их делают люди. Но не все корабли после превращения в памятники и музею "продолжают жить долго". Их судьбы бывают и трагичны- пример об этом ниже.
44.Памятный объект: Подводная лодки S21 "Onyx" ("Оникс") типа "Оберон", Великобритания
Статус: подводная лодка - музей на плаву
Место расположения: Великобритания, г.Биркенхед, "Warship Preservation Trust" ("Historic Warships")
Открыт: с 1993 года в качестве музея (в 2014 году - закрыт).
Подводная лодка "Оникс" относилась к классу больших торпедно-ракетных подводных лодок типа "Оберон", была заложена 16 ноября 1964 года и вошла в строй 20 ноября 1967 года, строилась на заводе "Каммел Лард и К" в Биркенхэнде. «Оникс» является последней подвдоной лодкой в серии из 13 кораблей (типа Oberon), построенных для ВМФ Великобритании.
Силовая установка субмарины - двухвальная. Надводный ход обеспечивают два 16-цилиндровых дизеля Адмиралтейского образца (по 1840 л. с.). Подводный ход обеспечивали два электромотора мощностью по 3000 л. с. На лодке установлены две аккумуляторные батареи, содержащие по 224 элемента. Вооружение субмарины состояло из восьми 533-мм ТА — шести носовых и двух кормовых. Боекомплект включал 24 торпеды: восемь в ТА и 16 запасных в носовом торпедном отсеке. Для кормовых аппаратов перезарядка не предусматривалась. В британском флоте использовали торпеды Мк 8, а позже - более современные Мк 24 «Тайгерфиш». Вместо торпед субмарины типа "Оберон" могли нести морские мины Мк 5 «Стоунфиш» или Мк 6 «Си Учин» (до 50 единиц). В 1980-х годах "Оникс" была модернизирована с целью вооружения подводной лодки противокорабельными крылатыми ракетами «Sub-Harpoon» и более совершенными торпедами.
Подводная лодка «Оникс» принимала активное участие в англо-аргентинском конфликте 1982 год за Фолклендские острова, стала единственной неатомной субмариной, принявшей участие в этом конфликте. С ее помощью в апреле 1982 года была проведена десантная операция по возвращению острова Южная Георгия под британскую корону. 20 апреля 1982 года 14 десантников из подразделения морского спецназа «Special Boat Squadron» (SBS) на самолете Н-130 «Геркулес» были доставлены с острова Вознесения в район нахождения подводной лодки «Оникс».
Ночью с высоты 300 м десантники спустились на парашютах и были приняты на борт подводной лодки, которая скрытно доставила их к побережью острова. Высадка десантников с подводной лодки, находившейся под прикрытием айсберга, производилась на надувных резиновых лодках «Джемини».
8 мая 1982 года подводная лодка «Оникс» скрытно доставила в район аргентинской авиабазы Рио-Гальегос группу из 20 коммандос SAS («Special Air Service») – спецназа британских воздушно-десантных войск.
Все британские субмарины типа «Оберон» были исключены из состава флота в течение 1986-1993 годов, подводная лодка "Оникс" была из исключена из состава ВМС в 1991 году.
В 1993 г. она была переоборудована в плавучий музей и встала на якорную стоянку исторических боевых кораблей в Биркенхеде - городе, где на верфях «Cammel Loird & Co Ltd» была построена подводная лодка «Оникс». Но на этом история подводной лодки не закончилась (к несчастью).
В мае 2006 года подводная лодка "Оникс" была продана бизнесмен Джо Маллен из Баррой-ин-Фернесс за 100 000 фунтов стерлингов в качестве «подарка народу Барроу». Планировалось, что субмарина станет центральным элементом Центра подводного наследия, нового музея наследия в Барроу-ин-Фернесс (Камбрия или Кумберленд?) как образец и подтверждение вклада историю строительства подводных лодок. Из Биркенхеда субмарину увели 13 июня 2006 года.
Но с музеем ничего не получилось и после того, как музей подводной лодки попал в долги, подводную лодку забрала ликвидационная компания в качестве финансового актива и сдала на металлолом.
30 апреля 2014 года субмарина была отправлен из Барроу на буксире за «Клайд» и пришвартован у Роснет, в тот момент существовала некоторая неопределенность относительно того, действительно ли хотя бы часть "Оникс" может быть сохранена. Одно время ПЛ "Оникс" находился рядом с причалом Роснет на Гар Лох, Шотландия (июль 2014 года). Позже в том же году она была отправлена на слом в Роснесе. Таким образом, подводная лодка только около 20 лет побыла музеем, и потом от нее избавились, деньги все решили.
Обычно спрашивал читателей, был ли кто рядом с этим памятником ? Но на этот раз спрашивать не буду. Памятника судя по всему уже нет. Да и сам вопрос звучит необычно, в современных реалиях.
Если хотите еще больше материалов по военно-морской тематике - приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, как говорит Гоблин, "для состоятельных парней", ))
Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много новинок.