Найти тему
РБК Спорт

Как освоить мотофристайл. Советы от ведущих райдеров

Оглавление
Алексей Колесников выполняет вариацию трюка Superman
Алексей Колесников выполняет вариацию трюка Superman

Мотофристайлисты собирают по всему миру десятитысячные арены. Как начать заниматься одним из самых зрелищных видов спорта — об этом «РБК Спорт» рассказали ведущие российские райдеры Владимир Ярыгин и Алексей Колесников.

Мотофристайл — одна из самых ярких категорий экстремального спорта. В этой дисциплине райдеры с помощью трамплинов взмывают на мотоциклах вверх, исполняют в воздухе различные акробатические трюки и аккуратно приземляются на землю. Со стороны может показаться, что FMX крайне опасен и требует от атлетов невероятной ловкости, усилий и мастерства. Отчасти это так, но при ответственном подходе к тренировкам мотофристайл становится спортом, в котором, как и во многих других видах, в том числе олимпийских, есть место опасности, но безрассудным его назвать нельзя.

История возникновения мотофристайла

Мотофристайл (от английского freestyle motocross — FMX) — сравнительно молодой вид спорта, который появился в 1990-х годах в США. Предпосылки к его формированию начали появляться в 1980-х годах в рамках другой эффектной мотодисциплины — суперкросса. Это тип гонок на мотоциклах класса «эндуро» (предназначены для езды по бездорожью) по пересеченной местности с трамплинами и другими сложными преградами.

FMX начался именно там: некоторые участники суперкросса хотели разнообразить свои заезды, особенно победители, желавшие эффектно пересечь финишную черту. Первым был выполнен трюк Whip — его на победном финише показал Гай Купер в 1985 году. Райдер разогнал свой мотоцикл и развернул его в воздухе на 90 градусов, пролетев некоторое время боком. Это оценили как зрители, так и участники соревнований, которые затем тоже начали придумывать новые трюки. Очень быстро стало понятно, что появление новой дисциплины — вопрос времени.

Алексей Колесников выполняет трюк Back Flip Tsunami
Алексей Колесников выполняет трюк Back Flip Tsunami

Сказать, кто именно стал «лицом» мотофристайла и популяризовал его, сложно. Однако заслуга лежит прежде всего на американских мотогонщиках, развивающих трюки во второй половине 1990-х годов. Неоценимый вклад внес Роберт Книвел — легендарный экстремал, не только совершивший множество умопомрачительных прыжков, но и привнесший в FMX нечто еще более важное: по его наработкам рассчитывались дистанции и траектории полета, а также вносились изменения в конструкцию трамплинов. Все это позволило экстремалам точно регулировать угол вылета, скорость и точность приземления.

В 1998 году группа спортсменов-энтузиастов организовала показательные выступления на X Games (крупнейшие соревнования экстремальных видов спорта), что привело к появлению Международной ассоциации фристайл-мотокросса спустя несколько месяцев. А в 2005 году Международная мотоциклетная федерация признала FMX официальным видом спорта. И именно тогда мотофристайл пришел в Россию.

Виды соревнований в мотокроссе

Всего в FMX выделяют шесть основных категорий соревнований, которые проводятся в России и других странах:

  1. Мотофристайл: атлеты за определенный промежуток времени должны выполнить серию трюков.
  2. Лучший трюк: экстремалы должны продемонстрировать самый лучший и яркий трюк из своего арсенала.
  3. Прыжки в высоту: в рамках соревнования спортсмены соревнуются в прыжках через планку.
  4. Whip-соревнование: атлеты должны продемонстрировать лучшее исполнение трюка Whip.
  5. Race & Style: гоночные соревнования, где учитывается скорость прохождения трассы, а также продемонстрированные трюки.
  6. Фрирайд: соревнование по типу Race & Style, однако на открытой гористой местности.

После прошедшего в Москве XV фестиваля экстремальных видов спорта «Прорыв» «РБК Спорт» поговорил с известными российскими райдерами и выяснил, на что следует обратить внимание начинающим атлетам, чтобы достичь успеха.

Как освоить мотофристайл

Владимир Ярыгин
Владимир Ярыгин

Владимир Ярыгин

Владимир Ярыгин первым в России сделал заднее сальто, совершил прыжок с одного двигающегося «БелАЗа» на другой.

Бронзовый призер чемпионата России по мотофристайлу 2018 года.

Председатель комиссии по FMX в Мотоциклетной федерации России.

Любой мотоциклетный вид спорта начинается с обучения азам езды на мотоцикле — это важная часть базовой подготовки. Самый идеальный вариант: перейти в FMX из мотокросса. Я начинал именно так, посвятив этому виду спорта восемь лет, после чего начал прыгать. Этот опыт позволил мне понять поведение мотоцикла в воздухе, с какой скоростью подходить к трамплину и как оттормаживаться на коротких дистанциях, что очень важно. Поэтому я рекомендую посвятить год мотокроссу, после чего можно будет выбрать дисциплину по вкусу.

Что касается экипировки для старта занятий, то тут необходимо ориентироваться на свои возможности: либо покупать новое в магазинах, либо искать что-то свежее на досках объявлений. Здесь следует обратить внимание на две вещи. Во-первых, стоит отдать предпочтение брендам топового сегмента — это позволит снизить риск получения травм. Во-вторых, мотоцикл желательно выбирать от японского производителя — они самые надежные.

Перед началом тренировок обязательна разминка. Здесь я выделяю два направления: психологическая подготовка перед трюками и разогрев мышц. Со второй задачей отлично справится обычная растяжка на все группы мышц, но многие профессиональные спортсмены используют перкуссионный тренажер. Также обязательно осматриваем мотоцикл: оцениваем давление в колесах, весь крепеж и спицы, а также проверяем бензин и тосол в баках. После можно приступать к раскатке на мотоцикле, но перед самым выездом обязательно проверяем кран бензобака — очень часто его забывают закрыть. Но на свежих мотоциклах с четырехтактным двигателем таких проблем нет.

Освоение FMX начинается с базовых упражнений, которые являются подводящими ко многим трюкам. Во-первых, необходимо освоить отпускание рук от руля. Так вы сможете научиться держаться ногами за мотоцикл. Упражнение также придаст опыта в траектории полета. Следующим шагом станет разведение ног на мотоцикле в разные стороны. С его помощью можно поймать момент, когда ваши ноги должны быть на подножках перед приземлением, что поможет в освоении сложных трюков. После этого изучаем отпускание ног в одну сторону от мотоцикла. Это более сложное упражнение, но оно обучит спортсмена ориентироваться в пространстве, когда он летит рядом с мотоциклом, а не над ним. Также атлет научится безошибочно попадать ногами в подножки, что очень важно.

Стоит отметить, что каждый новичок ставит своей целью сделать сальто. Торопиться не надо, так как это один из самых сложных трюков в FMX, к которому нужно готовиться поэтапно.

Алексей Колесников
Алексей Колесников

Алексей Колесников

Алексей Колесников — один из родоначальников мотофристайла в России, мастер спорта по мотокроссу, призер различных международных соревнований.

Чемпион России по FMX в 2017 году, двукратный победитель этапов чемпионата мира IFMXF в категории Whip contest.

Перед тем как приступить к FMX, я рекомендую освоить базу. Нужно в совершенстве управлять мотоциклом: правильно тормозить, сидеть, стоять, наклоняться самому и наклонять транспортное средство, управлять им в воздухе. Для осваивания этих навыков идеально подойдет мотокросс. Будет лучше, если проводить занятия под присмотром профессиональных спортсменов или тренеров.

Что касается экипировки, здесь ситуация стандартная. Я рекомендую сначала арендовать необходимое оборудование и попробовать этот вид спорта. Если он вам не подойдет, вы не потеряете деньги и свое время.

Следующий по важности вопрос — разминка перед тренировочной частью. Атлетам важно разработать мышцы и связки, уделив особенное внимание спине, так как на нее приходится большая нагрузка. Но нужно следить за тем, чтобы ваша разминка не превратилась в полноценную тренировку.

Мотоцикл должен готовиться не перед тренировками, а задолго до них. Важно следить за тем, чтобы он всегда был обслужен и исправен — от него зависит ваше здоровье. Я обращаю внимание на затянутость всех креплений, натянутостью цепи и ее состоянием. Немаловажна и правильная работа подвески и корректно выставленный руль. После мотоцикла переходим к экипировке — она должна быть чистой и опрятной. Перед заездами я всегда слежу за тем, чтобы перчатки были сухие, а очки протерты и настроены. Также обязательно использование полного комплекта экипировки.

Алексей Колесников выполняет вариацию трюка Superman
Алексей Колесников выполняет вариацию трюка Superman

Чтобы сделать первые шаги в мотофристайле, нужна хорошая база мотокросса. Она научит правильно убирать руку от руля, а также делать это вовремя. Аналогичная ситуация и с ногами, которые являются основой баланса в воздухе. После освоения мотокросса можно переходить к изучению трюков. На первых этапах я рекомендую:

  • Heel Clicker — хлопок ногами перед собой;
  • Can Can — перенос ног на одну сторону мотоцикла.

Это те трюки, благодаря которым учишься чувствовать развесовку на мотоцикле в воздухе.

Что касается участия в FMX-мероприятиях, то самое сложное — соревновательные заезды в духе X Games: длинные трассы с большим количеством трамплинов, которые надо преодолеть с максимальным количеством ярких трюков. Здесь пригодятся навыки мотокросса, суперкросса и мотофристайла. Более того, от спортсмена потребуется стратегический подход к планированию своего проезда и большая концентрация. Более простыми будут соревнования на лучший трюк: у атлета одна рампа, один вылет и одно приземление.

Напоследок отмечу, что снижение мотивации — распространенное явление и у новичков, и у профессионалов. На мой взгляд, это абсолютно нормальное явление. Лично я могу посоветовать отвлекаться на другие виды спорта или досуга. Важно не сидеть на месте и пробовать что-то новое. Но есть и другая сторона медали: если дополнительная мотивация требуется новичку на самом старте занятий, это очень опасная ситуация. Возможно, этот спорт не для вас, что тоже абсолютно нормально. Каждый человек уникален в своих интересах и создан для чего-то конкретного. Поэтому стоит продолжать искать то, что принесет максимальное удовольствие именно вам.