Найти тему
На страже Родины

НЕ РАДИ СЛАВЫ – РАДИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ

19 июня – День медицинского работника

С первых дней специальной военной операции по демилитаризации и денацификации Украины военные медики ЗВО, не считаясь со смертельной опасностью, оказывают помощь раненым военнослужащим РФ, мирным жителям и пленным воякам ВСУ. Об особенностях нелёгкой службы в зоне боевых действий, об их техническом и материальном оснащении рассказал врио начальника военно-медицинского управления ЗВО подполковник медицинской службы Иван АВДЕЕВ.

Подполковник медицинской службы Иван Авдеев
Подполковник медицинской службы Иван Авдеев

– Иван Владимирович, какие задачи выполняют военные медики в ходе спецоперации на территории Украины, ДНР и ЛНР?

– Очень важно грамотно и оперативно оказать первую помощь – остановить кровотечение, зафиксировать травмированные конечности, купировать шоковые состояния при большой кровопотере. Иногда во время интенсивных боёв возникает потребность в квалифицированной медпомощи непосредственно в зоне боевых действий, в таких случаях для усиления определённых направлений создаются специальные подвижные группы.

Также по линии Санэпиднадзора действуют подвижные санитарно-эпидемиологические группы. Главная их задача – не допустить возникновения эпидемий.

– Каково оснащение всех этих подразделений?

– В медицинских ротах имеются автоперевязочные, а также всё необходимое для оказания на месте первой помощи. В медбатах, помимо прочего, есть рентген-аппараты, лаборатории для исследования крови, а также дезинфекционно-душевые установки для помывки раненых и личного состава.

В отрядах есть площадка для приёма раненых, перевязочная, операционная, реанимационная, рентген-кабинет и даже кислородная станция, позволяющая одновременно обеспечивать кислородом до двух десятков раненых.

Оперирует преподаватель кафедры военно-полевой хирургии ВМедА
Оперирует преподаватель кафедры военно-полевой хирургии ВМедА

– Как организован процесс транспортировки раненых военнослужащих и мирных жителей?

– Для этого созданы специальные подразделения, оснащённые переоборудованными под перевозку раненых грузовиками и автобусами. Для оказания специализированной помощи легко раненных доставляют, как правило, автомобильным транспортом в ближайшие госпитали, более тяжёлых – санитарной авиацией в Москву и Санкт-Петербург. Есть у нас и самолёты, оборудованные медицинскими модулями. Таким образом, военные транспортники превращаются в своего рода крылатую «скорую помощь» со всем необходимым реанимационным оборудованием.

На военном аэродроме под Москвой в ожидании бортов с ранеными стоят наготове несколько десятков санитарных автомобилей. Ещё есть два санитарных поезда, каждый из которых может перевозить более полутысячи раненых. В составе поезда – четыре вагона выделены для легко раненных, столько же – для тяжёлых. В отдельных вагонах расположены операционная, реанимация, помещения для рентгена, УЗИ, перевязочная, аптека, кухня, продовольственный склад и так далее.

– Как обстоит дело с обеспечением военных медиков необходимыми лекарствами и медицинскими средствами?

– Чтобы сократить плечо подвоза медикаментов и прочих материалов, недалеко от границы с Украиной развёрнут подвижный отдел хранения – своего рода мини-склад, в котором есть рефрижераторы, палатки, автомобили и прочее. Всё необходимое у нас есть, но к нам нередко обращаются состоятельные люди, которые интересуются, чем можно помочь, закупают и привозят медоборудование, лекарства. Приятно, что в нашей стране так много неравнодушных людей, готовых поддержать армию не только словом, но и делом. Также недавно по линии МЧС в Минобороны передали большую партию гуманитарной помощи для населения Украины, которая включала различные медицинские препараты и товары, в том числе жизненно необходимые для людей, страдающих тяжёлыми хроническими заболеваниями. В условиях, когда аптеки не работают, важность этой помощи трудно переоценить.

– Приходится ли военным медикам лечить обычные заболевания, не связанные с ранениями?

– Конечно! У военнослужащих нередко случаются, к примеру, простуды из-за долгого пребывания в окопах и другие «профессиональные» болезни. Регулярно проводится экспресс-тестирование для выявления больных ковидом, но надо отметить, что во всей нашей группировке за всё время спецоперации не обнаружено ни одного носителя коронавируса. Тому есть простое объяснение – все наши солдаты и офицеры привиты от COVID-19.

– Оказывают ли военные медики помощь раненым военнослужащим ВСУ?

– Так точно, в соответствии с указанием Главного военно-медицинского управления МО РФ. Если жизни раненых ничто не угрожает, передаём их военной полиции. При необходимости доставляем в госпитали, расположенные на территории России.

– В чём главные особенности службы военных медиков в условиях боевых действий?

– Во-первых, поступление раненых как из числа военнослужащих, так и мирных жителей, а ещё и военнопленных и, как следствие, ненормированный, очень напряжённый график работы. Во-вторых, опасность для жизни и здоровья, так как укронацисты целенаправленно открывают огонь по транспортам или палаткам с красными крестами. Опасных ситуаций, конечно, хватает, стараемся их минимизировать. Бывает так, что из-за высокой плотности боёв санитары и фельдшеры не имеют возможности эвакуировать раненого с поля боя в светлое время суток, тогда приходится дожидаться темноты и выполнять задачу, используя приборы ночного видения. Однажды во время боя с помощью беспилотников удалось обнаружить в окопе двух раненых воинов. Медики их забрали и оказали помощь. Тем не менее, невзирая на все риски, воины в белых халатах, как и в годы Великой Отечественной войны, доблестно выполняют свой долг и нередко совершают подвиги.

Беседовал Евгений ГОРДЕЕВ

Фото из архива

Санкт-Петербург