Он состоялся.
Красивое завершение было в минувший четверг. Этот сезон был ориентирован, в основном, на сына. Хотела открыть ему мир русской классики, и, кажется, мне это удалось. Ставлю себе зачет.
Спектакли я выбирала тщательно, читая тонны отзывов и находя подходящие места. Несколько раз где-то в дискуссиях и на форумах встречалась мысль, что ходят в основном, не на постановки, а на известных актеров. Возможно когда-нибудь и я буду искушенным театралом и соглашусь с этим высказыванием. Пока же – мне нравится все и интересно все. Все актеры играют великолепно, а постановки очень и очень удачные.
Островский. «Правда хорошо, а счастье лучше»
Наш коломенский народный театр работает с 1926 года, это один из самых старых, если не самый старый, театр Подмосковья. В 2021 году Народный коллектив «Коломенский Народный театр» отметил свой 95-летний Юбилей! Театр функционировал даже в годы войны: актеры рыли окопы и траншеи, дежурили ночами на крыше, но вместе с этим, умудрялись выпускать постановки и проводить Новогодние елки.
В репертуаре театра много всего: и классики, и современности.
Сначала мы попали на Островского. Островский легок, остроумен, весел и неожиданен. Легкая комедия, непредсказуемый поворот сюжета, хэппи-энд и много-много яблок. (Первоначальное название пьесы – «Наливные яблоки»).
Наш театр великолепно воспроизвел атмосферу купеческой Москвы. Интересным образом была организована сцена – зал был разделен на две части, а действие спектакля происходило по середине.
Чехов. «Чайка»
Также смотрели постановку Коломенского народного театра. Чехов для моего понимания был всегда труден, как-то не заходил, еще со школьных времен. Слишком многогранен, слишком много недосказанности и слишком много пластов. На спектаклях по его произведениям до этого года ни разу не была. Делаю вывод, что тяжелее было читать - на сцене воспринимается гораздо лучше. Сейчас стала очевидна и понятна главная мысль в пьесе – столкновение мечты и жестокой реальности. Сама тематика пьесы касается актерской профессии, отчасти, возможно, именно поэтому это произведение так популярно и обсуждаемо в актерской среде – я часто слышала в интервью разных актеров отсылки к этой пьесе.
Для многих актеров КНТ театр – это любимое хобби. У них есть основная работа, а театр – это видимо то, без чего они просто не представляют своей жизни. Спасибо Коломенскому театру за то, что он есть и дает нам возможность прикоснуться к искусству без особых затрат и дальних поездок.
Чехов. «Вишневый сад»
Этот спектакль ездили смотреть в Рязанский театр Драмы. Там, конечно, помасштабнее, чем у нас в Коломне. Оно и понятно, все же Рязань – областной центр.
«Вишневый сад» - одно из немногих издавна полюбившихся мне произведений Чехова, возможно, потому что темы, поднимаемые в нем наиболее близки и интересны даже с исторической точки зрения - размышления о политических и экономических переменах, о судьбе России, которую и олицетворяет вишневый сад, упадок и вырождение дворянства и приход ему на смену буржуазии - предприимчивой, но «бездушной», ставящей выгоду на первое место.
Невероятным был для меня режиссерский ход, когда в одном из последних действий, персонажи меняют цвет. Костюмы, прежде бывшие у всех разноцветными, в один момент становятся вдруг красными. Сначала я подумала, что это игра освещения, ведь одежда и обувь совпадали с изначальными вплоть до мельчайших деталей. Но присмотревшись, я поняла, что актеры действительно переоделись. Поразительно!
Грибоедов. «Горе от ума».
Смотрели в РАМТ (Российский академический молодежный театр). Задумывала, как подарок моим мужчинам.
С Грибоедовым у меня сложная история. Помню, как в школе «угорали» над слухами о том, что он под гипнозом это произведение написал, ибо это его единственное творение. Много позже я осознала, какой гениальности был этот человек и какая невероятная трагическая судьба! Ничего не написал больше – так ведь он и прожил-то всего 34 года, из которых большую и основную часть был дипломатом в сложнейшей стране – Персии, где и нашел страшную гибель от рук религиозных фанатиков, перерезавших все российское посольство. Тело Грибоедова было настолько обезображено, что его опознали только по характерному шраму от ранения на руке. В Алмазном фонде хранится великолепный алмаз «Шах», подаренный персидским правителем Николаю I в качестве компенсации за этот трагический инцидент. Теперь этот алмаз у меня ассоциируется с Александром Сергеевичем Грибоедовым.
За несколько месяцев до своей гибели, Грибоедов женился на юной грузинской аристократке Нине Чавчавадзе, отличавшейся невероятной красотой и добротой. На момент трагедии, Нина была беременна, а узнав страшную новость, потеряла ребенка. Самое примечательное, что, оставшись вдовой в 16 лет, она никогда больше не выходила замуж, продолжая носить траур по мужу.
Постановка РАМТ прекрасна, произведение Грибоедова – гениально. Оно практически полностью разобрано на цитаты, мы их часто употребляем в речи, даже не зная, что они именно отсюда. Вот некоторые:
- Счастливые часов не наблюдают.
- Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь.
- Свежо предание, а верится с трудом.
- Служить бы рад, прислуживаться тошно.
- …Господствует еще смешенье языков:
Французского с нижегородским. - Я правду о тебе порасскажу такую, что хуже всякой лжи…
Билеты на 23 февраля покупала сильно заранее, не зная еще, на какие сложные дни выпадет перфоманс. Это был последний день «старой» жизни. РАМТ находится в самом центре Москвы, на Театральной площади рядом с Большим и Малым театрами. Город еще не был освобожден от новогодних инсталляций, вроде светло и красиво, но все вокруг было сильно притихшее. Помню, как проходили мимо здания Госдумы, она казалась такой темной и мрачной. Все словно застыло в предчувствии.
Тэффи. Пять рассказов о….
Я не знала ничего о Тэффи, и никогда не могла бы подумать, что за этим псевдонимом скрывается имя русской женщины – Надежды Александровны Лохвицкой, покинувшей Россию после революции. Рассказы основаны на обывательских ситуациях, они полны житейской мудрости и остроумия. Я бы сравнила с Зощенко или Аверченко.
На спектакль в Коломенский народный театр меня пригласила знакомая. Это был выпускной проект студии актерского мастерства, существующей при нашем театре. Посмеялись и взгрустнули от души.
Горький. "НА ДНЕ".
Люблю Горького. Он мне близок, понятен. Порывист и страстен. Пьесу «На дне» прочитала еще в младших классах школы, случайно наткнувшись в семейном «архиве» на старую хрестоматию по литературе, чуть ли не довоенную. Естественно, мало что поняла тогда, но почему-то сердце забилось чаще. Ночлежка, нищета, и рассуждения о любви, честности, правде, справедливости.
Отзывы о небольшом и малоизвестном Театре на Юго-Западе были самые положительные. И действительно, очень уютное место на проспекте Вернадского. Зрительный зал маленький - всего 6 рядов, мест по 20 в каждом. Это создает ощущение камерности, и того, что ты являешься непосредственным участником происходящего на сцене.
Как и задумывалось автором, действие происходит в одном и том же месте. Декорации – только нары в несколько рядов. Но тем напряженнее, тем выразительнее игра и драма.
Ребенок выразил желание выучить монолог Сатина наизусть:
«Человек может верить и не верить... это его дело! Человек — свободен... он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!.. Человек — вот правда! Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы... Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!»
Еще в театре прекрасный буфет, куда мы отправились в антракте. Там подают традиционный театральный перекус – десерты, шампанское, бутерброды. И живой аккомпанемент - музыкант играет на синтезаторе. Чрезвычайно атмосферно.
В общем, УУУХХХХ!
В следующем сезоне надеюсь продолжить знакомство с русской классикой –снова Островский (очень хочется посмотреть «Лес") и Чехов (на очереди «Три сестры»), Гоголь (куда ж без «Ревизора»), а также добавить и зарубежной классики – Шекспира (лелею надежду попасть в мастерскую Петра Фоменко на «Сон в летнюю ночь»), Мольера и Бомарше.