Найти в Дзене
Глазами инженера

Яйцевидный купол и «живое небо»: Московский планетарий в пяти фактах

Московский планетарий – это не только интересное учреждение культуры, научный оптический театр, но и шедевр архитектуры и инженерии. Построенный в 1927-1929 годах, он позиционировался как пространство популяризации науки, в котором должен побывать каждый. Чем планетарий увлекал и удивлял посетителей, рассказываем в пяти фактах.

Театр, в котором не играют

Формула, которую использовал как свой девиз Театр.doc, впервые появляется еще в 1927 году в статье Алексея Гана «Новому театру – новое здание» в журнале «Современная архитектура». Автор размышляет о том, что обществу, выросшему до научного мировоззрения, будет не нужен обычный театр с представлениями актеров. Новый театр станет служить науке и показывать зрителю устройство космоса.

Экскурсия в планетарии (1950-е гг.)
Экскурсия в планетарии (1950-е гг.)

«Планетарий – оптический научный театр и является одним из видов нашего театра. В нем люди не играют, а управляют сложнейшим в мире по технике аппаратом. В таком театре все механизировано, – пишет Алексей Ган. – Планетарий представляет и показывает зрителю с поразительной иллюзией движение солнца, глубину мирового пространства, млечный путь, туманности и звездные скопления, превращения лика луны, и, путем особых механизмов, может продемонстрировать вековое перемещение земных полюсов в пределах 26 тысяч лет назад или вперед».

С куполом, но не храм

Проектируя планетарий, архитекторы Михаил Барщ и Михаил Синявский вначале планировали сделать купол полусферическим. Без купола в таком здании никуда, ведь именно на нем с помощью аппарата «Планетарий» демонстрируется модель звездного неба.

Строительство Московского планетария (1928)
Строительство Московского планетария (1928)

Но архитекторам хотелось максимально избежать храмовых ассоциаций, поэтому было принято решение изменить форму купола на яйцевидную. В этом сказался не только поиск новых визуальных решений, но и инженерный расчет: яйцевидная форма дает более правильное распределение нагрузки.

Немецкий аппарат

Само понятие «планетарий» изначально обозначало не здание, а аппарат, позволяющий проецировать на куполообразный экран изображения различных небесных тел. Первый такой прибор был сконструирован в 1923 году Вальтером Бауэрсфельдом – главным инженером фирмы Zeiss. В 1926 году в Йене построили первое в мире здание планетария со следующей версией цейссовского аппарата.

У проекционного аппарата планетария (1950-е гг.)
У проекционного аппарата планетария (1950-е гг.)

Московский планетарий стал тринадцатым в мире и третьим за пределами Германии. Торговое представительство СССР в Берлине договорилось с фирмой Zeiss о поставке проекционного аппарата «Планетарий» (заводской номер 13) и с фирмой Dyckerhoff о постройке матерчатого купола, служащего экраном для демонстрации неба. Монтаж аппарата в мае 1929 года проводился под контролем немецких специалистов.

Научно-популярные лекции

Планетарий начал свою работу с небольшого цикла лекций, однако из года в год репертуар расширялся. К 1939 году число тем достигло уже 40, среди них – строение Вселенной, происхождение и развитие Солнечной системы, строение Солнца, Луна и ее движение, кометы и метеоры, затмения и многое другое.

Занятия на астрономической площадке «Парк неба» (1950-е гг.)
Занятия на астрономической площадке «Парк неба» (1950-е гг.)

В 1936-1937 годах в планетарии проводились занятия по теории реактивного движения. Одним из лекторов был инженер-ракетостроитель Валентин Глушко. Среди лекторов московского планетария были Юрий Гагарин и Константин Паустовский, географы и исследователи Иван Папанин, Тур Хейердал и Отто Шмидт.

Эффект «живого неба»

Уже к 1934 году работу аппарата «Планетарий» дополнили советские конструкторы во главе с первым директором Константином Шистовским. Им удалось добиться эффекта «живого неба».

В планетарии (1945-1955)
В планетарии (1945-1955)

На куполе планетария стали мерцать звезды, шел августовский звездопад, происходили солнечные затмения, ракета Циолковского летела с огненным хвостом. В конце сеанса в зале занималась алая заря и всходило солнце, и все это – под специально написанную музыку.

* * *

Узнать подробнее историю строительства, работы и реконструкции Московского планетария можно на нашей экскурсии.

Еще больше интересных архитектурных историй – на наших экскурсиях.

Подписывайтесь на наши соцсети: ВКонтакте, Телеграм, YouTube, Одноклассники.