В последнее время на фоне укрепления рубля на просторах интернета и в кухонных разговорах очень много мнений о том что курс валюты искусственный и по нему невозможно реально что-то купить. При укреплении рубля инфляция по итогам апреля 17,8%, в мае похожие цифры.
Также видим:
- подорожанием ряда товаров при снижении курса валюты. При снижении курса на с 75 до 60 импортные товары во многих магазинах стали дороже,
- невозможность купить наличную валюту по биржевому курсу,
- высокий уровень инфляции сопряженный с ревальвацией (обратно девальвации - укрепление курса национальной валюты),
- сложности или невозможность купить определенные импортные товары, которые существенно подорожали как в рублях, так и в долларе.
Попробуем разобраться.
Здесь хотелось бы разделить понятия дефицит, увеличение себестоимости доставки и курсы валют и влияние этих факторов на стоимость.
Пройдемся по некоторым группам товаров и услуг с пояснениями и перспективами:
- Автозапчасти. Ценники выросли в 2 и более раз. Серьезный дефицит особенно по кузовным деталям. Стоит отметить что сегодня продаются товары в большинстве своем завезенные в начале 2022 по старым ценам. Весь рост вызван сложностями в новых поставках и появившемся дефиците товаров. Оригинальные запчасти по ряду брендов практически отсутствуют, большинство заводов не работают. Ситуация начала меняться, появилось много аналогов по старым ценникам. Китайские расходники по разумным ценам, но, к сожалению, не всегда достойного качества.
- Автомобили - примерно аналогичная ситуация, ценники выросли сначала в 1,5 раза, потом немного откатились (процентов на 20). Новых поставок нет или они существенно сократились по большинству брендов, отдельных новых авто уже нет на рынке. Продают остатки по завышенным ценам чтобы в отсутствии поставок хоть как-то перекрыть затраты. Автосалоны пытаются переориентировать на Китай или на куплю-продажу б/у авто. Наценка на новые авто просто выросла в разы. Рынок упал на 80%. По факту большинство продаваемых сегодня новых авто у кого они остались отгружены еще в начале года. Начинают набирать обороты поставки б/у авто под заказ авто из Японии и Европы по ценникам гораздо приятней внутреннего рынка, но и здесь есть сложности с расчетами и поставками. Думаю если работа заводов будет долго приостановлена - вернемся к автоистории 90-х -2000-х с покупкой свежих б/у авто из других стран.
- Отделочные материалы. Много поставок шло из Украины, Польши, в элитке - Италия. После введения ограничений ряд поставок переключились на новые транспортные схемы (например, через Турцию с наценкой Турции и удорожанием прямых цен поставщиков для поставок в Россию), часть ушли на Китай и почему-то у Китая уменьшились или исчезли скидки для российских покупателей.
- Европейское оборудование и расходники для него (в основном Германия и Италия). Рынок достаточно монополен. Как правило у крупных производителей несколько дилеров в России, у некоторых вообще один. Часть дилерских контрактов заморожены, по части ценники как от заводов, так и дилеров добавились на дополнительную наценку для России + из схемы ушла отгрузка с Европы в отсрочку или существенно порезаны кредитные лимиты.
- Импортные продукты. Ухудшение логистики (многие транспортные отказались работать с Россией и при этом не пускают наших перевозчиков в Европу). Выручают Армения, Беларусь, Турция, но и возможности этих стран ограничены и также включают доп наценки за особенности поставок в Россию.
- Туризм внешний. Рост ценников на 20-30%, особенно сильная разница в регионах. Отсутствуют массовые направления кроме Турции и Египта. Да и Турция с Египтом также немного ограничены. В основном подорожание связано с ростом стоимости авиабилетов и сильной ограниченности чартеров. Из-за ограниченности рейсов в связи с блокировкой российских самолетов в отдельные страны цены на билеты выросли в разы, исчезли распродажи от авиакомпаний.
- Одежда. Более-менее нормальная ситуация. Большинство брендов из Турции и Китая, даже премиальных, цены немного выросли, а где-то даже откатились до январского уровня. Уход ряда брендов быстро замещается китайцами и турками.
- Электроника. Отсутствие поставок по ряду брендов. Спекуляции на параллельном импорте по многим позициям. Недавняя история одной из крупнейших сетей с телефонами из Казахстана официально не поставляемыми на российский рынок в 1,5 цены Казахстана. При этом достаточно предложений, например, с Алиэкспресс по ценам существенно ниже февральских. Пример: iphone 12 сертифицированный из последних поставок в магазине - 60 т.р., с алиэкспресс - в пределах 45 т.р. Ноутбук известного бренда из старых поставок в сетевом магазине - 40 т.р. Noname ноутбук с алиэкспресс с аналогичными по характеристикам комплектующими и с похожим дизайном - 25-30 т.р.
И так практически везде, просто разная степень влияния. По товарам преимущественно поставляемым ранее из Европы цены существенно выросли, некоторые товары исчезли, начался процесс замещения товарами с других рынков. Например достаточно зайти в продуктовые магазины - много новых брендов, исчезли старые бренды начиная от сладостей и алкоголя, до подгузников. В магазинах автозапчастей невиданные ранее бренды автомасел по ценам начала года и исчезновение европейских масел.
Что будет дальше?
Думаю продолжится процесс замещения дефицитных товаров и увидим в ближайшей перспективе откат ценников к уровням может и не января-февраля, но как минимум удешевление на 10-20% по отдельным категориями товаров при сохранении курса доллара в диапазоне 60-65. Процесс уже начался в мае-июне в продуктах, стройматериалах, частично в автозапчастях и иных сферах где хотя бы частично восстановились поставки и пошли первые партии товара купленные по курсу 60-70. Далее рост импорта и падение экспорта из-за санкций начнет приводить к стабилизации курсов валют в более высокие диапазоны. Думаю вполне можем увидеть доллар 75-80 к концу года и вот тогда мы вернемся к привычной нам картине с умеренной инфляцией и непрерывным ростом курсов валют.
Немного сумбурно, написано, но попробую подытожить.
Основная причина инфляции сегодня практически отвязана от курсов валют. Основная причина - это сложности с поставками товаров которые привели к их дефициту (вам легко привезут один айфон или ноутбук, но сложно будет привезти несколько вагонов этих устройств для насыщения рынка). При достаточном спросе и снижении предложения получаем спекулятивный рост цен. Ситуация медленно исправляется. Думаю к концу года в большинстве групп товаров повседневного спроса вернемся на уровни цен начала года с небольшой поправкой на инфляцию, но с существенно изменившейся картиной по структуре брендов представленных на рынке. По санкционным товарам будет все гораздо хуже. Будем через третьи страны с дикой наценкой за риски покупать оборудование в гораздо меньших объемах, возможно по некоторым несложным товарам быстро научимся производить внутри страны. Как только наладим новые каналы поставок в околопрошлогодний уровень - вернемся к ослаблению рубля и росту инфляции. А по итогам года думаю можем получить откат от сегодняшней инфляции процентам к 15. И в следующем году вполне воpможно 5-7%.
Но это все в текущей картине мира, но завтра утром мы можем проснуться внезапно в другой картине...
Спасибо за внимание. Если материал показался вам интересным - подписывайтесь на канал. Тогда вы не пропустите новые публикации. Буду благодарен обратной связи в комментариях - она поможет улучшить будущие материалы.
Ссылка на telegram: https://t.me/FinanBlogger.