После Второй мировой войны, Нихон Бутокукай, правительственная организация по развитию японских боевых искусств, в том числе и кэндо, была запрещена. Тем не менее, некоторые практики кэндо отказались от того, чтобы позволить умереть их любимому искусству и продолжали свои занятия.
Одним из них был Хага Дзюнъити сэнсэй, один из лучших учеников Накаяма Хакудо сэнсэя в его додзё Юсинкан.
Хага Дзюнъити родился 11 сентября 1908 года в префектуре Хиросима. Он начал постигать азы фехтования у мастерар Масуити Ябуки в 1926 году, а в августе этого же года переехал в Токио. После посещения нескольких додзё, он выбирал Юсинкан, где преподавал Накаяма Хакудо.
Он стал одним из «трёх воронов», термин, которым обозначали трёх наиболее одарённых учеников додзё, двумя другими были Накаяма Городзо и Накамура Киёси, который являлся зятем Уэсиба Морихэя, и его преемником, взяв имя Уэсиба Морихиро.
В 1927 году он поступил в императорскую гвардию, а в 1931 году был переведён в Национальное агентство полиции. В 1934 году Хага был выбран в качестве участника в крупных соревнованиях, проводившихся под эгидой Министерства императорского двора, где одержал победу, победив таких противников как, Накамура Киёси, Кодзима Цукаса, Мори Тарао и Вада Киндзи.
В этом же году, в качестве капитана Департамента столичной полиции, он одержал победу в четвёртом турнире полиции по воинским искусствам.
В 1934 году он отправляется в Корею, где работает в качестве учителя по кэндо на подготовительных курсах при Императорском университете Кэйо и штаб-квартире полиции Кэйдзё Хонтё, где обучил многих молодых людей.
В 1945 году Хага сэнсэй вернулся в Японию с Филиппин, где он жил до конца войны.
Хотя он был известной личностью в мире кэндо, поддерживать практику Будо, как это было до войны, в период хаоса и голода, было нелегко.
В октябре 1952 года была создана Национальная федерация кэндо и обучение проходило в специализированном додзё Национального стадиона. Это было место, где собрались исторически важные практики кэндо, такие как Мансаку Сибата, Тосио Ватанабэ, Масахиро Юно и другие. Тренировки проходили по утрам.
Наступил момент, когда последователи Хага сэнсэя стали использовать название Хага додзё. Это было время, когда в додзё обучались знаменитые люди, например, будущий министр иностранных дел, политик Сунао Сонода и известный игрок в бейсбол О Садахару, обучавшиеся использованию катаны и разрубанию макивары (скрученный соломенный мат, насаженный на бамбук).
Дзюдзо Итами, известный режиссер и актёр, приезжал, чтобы взять уроки для подготовки к своей роли в фильме «55 дней в Пекине». Актёр Кэн Такакура, который снялся вместе с Майклом Дугласом и Энди Гарсиа в фильме «Черный дождь», изучал фехтование для своей роли в качестве Сасаки Кодзиро в фильме «Миямото Мусаси».
В 1966 году Национальный стадион перешёл в другие руки. В этот же год Хага сэнсэй заболел и, в конце концов, умер 11 декабря 1966 года, в возрасте 58 лет.
За пятьдесят лет, после окончания Второй мировой войны, Япония претерпела большие изменения, материальные и духовные. Фехтование достигло своего максимума в период Эдо, когда существовало более 400 школ кэндо и иайдо. Впоследствии, во времена Мэйдзи, Тайсё и Сёва, количество школ начало снижаться. Сильных и «свободного стиля» школ кэндо становилось всё меньше и меньше. Ещё меньше их стало после войны. Это разнообразие погибло в период большой волны стандартизации, породившей современное кэндо.
Практика иай основывается на уровне знаний каждого из учеников. Новичок начинает с субури, затем рэнгай нагэ. После того, как он овладеет этим, начинается практика Омори-рю.
Практика иайдо в Хага додзё базируется на школах Омори и Хасэгава Эйсин.
Омори-рю является корю иайдзюцу, основанная Омори Рокуродзаэмон Масамицу во второй половине восемнадцатого века. Эта школа имеет свои истоки в Хасэгава Эйсинрю и Ягю Синкагэ-рю.
Хасэгава Эйсин-рю также корю иайдзюцу, основанная Хасэгава Эйсин Тикараносукэ (Хидэнобу) на основе школы Синмэй Мусо-рю. После смерти 11-го Сокэ, школа разделилась на две ветви, Симомура, позже ставшая Мусо Синдэнрю и Танимура, ставшая Мусо Дзикидэн Эйсин-рю.
В то время, как в современном иай, многие люди используют затупленный меч из легированной стали, в Хага додзё используется острый меч. Периодически выполняется разрубание макивара, для проверки ввода, выравнивания лезвия и рубящего движения.
В кэндо есть пословица: «Первое – глаза, второе ноги, третье - внутренности, четвёртое – сила». Таки образом, ноги находятся на второй позиции по важности. В додзё Хага используется шаг аюми аси. Этот способ передвижения не рекомендуется в современном кэндо, но никто не может отрицать тот факт, что это естественный способ передвижения. Во время мэн ути и тай атари, мы воздерживаемся от оседания, мы двигаемся, сохраняя правильную осанку
На видео ниже вы можете посмотреть схватку Хага Дзюнъити (слева) с Нагасаки Минору, снятую в 1930 году в Сэйнэкан, додзё императорского двора.