Найти в Дзене
Лахта Центр

БАЛЕТНЫЕ ВАРИАЦИИ

Оглавление

Балет в России — одна из визитных карточек страны и русского искусства.

Балетное образование и его традиции формировались на протяжении более двух столетий в Петербурге.

Фото: Vaganova Ballet Academy https://t.me/vaganovaacademy/623
Фото: Vaganova Ballet Academy https://t.me/vaganovaacademy/623

Танцевальные забавы Петра I

Петр I любил театральные представления с танцами. Царь велел учить своих подданных науке «танцевания». На петровских ассамблеях это умение стало обязательным.

В программу учебных заведений стали вводить бальные танцы.

Фото: https://www.danceopen.com/ru/dev/2-dance-open-festival/991-istoriya-russkogo-baleta
Фото: https://www.danceopen.com/ru/dev/2-dance-open-festival/991-istoriya-russkogo-baleta

Спасибо офицерам

В 1732 году в Петербурге открылся Шляхетский кадетский корпус — первое в России военное (сухопутное) учебное заведение.

Воспитанников обучали «наукам разным», а также танцам. Учителем был француз Жан-Батист Ланде. Однажды на гастроли приехали итальянские артисты. Для кордебалета взяли кадетов. Получилось великолепно! Их стали приглашать на дворцовые представления. А танцмейстер Ланде на волне такого успеха предложил императрице создать танцевальную школу.

Императрица Анна Иоанновна 4 мая 1738 года подписала указ об основании «Танцевальной Ея Императорского Величества школы».

Так в Петербурге появилась первая в России школа, где детей обучали танцевальному искусству. Сегодня это Академия русского балета им. А. Я. Вагановой — одна из старейших и лучших балетных школ мира.

Соль — для танцев

В первый класс императорской балетной школы отобрали шесть мальчиков и шесть девочек из семей придворных. Занятия проходили в одном из флигелей старого Зимнего дворца. Курс обучения трехлетний. Со второго года танцоры уже участвовали в спектаклях. Аллегорический «Балет цветов» имел колоссальный успех.

Это первый выход на сцену сегодняшних воспитанников Академии русского балета.  Фото: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой https://vk.com/photo-83893407_457248081
Это первый выход на сцену сегодняшних воспитанников Академии русского балета. Фото: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой https://vk.com/photo-83893407_457248081

Все дети были на казенном содержании. Школу финансировала Главная соляная контора, в чьем монопольном распоряжении была вся соляная промышленность России.

Спектакль при императорском дворе Елизаветы Петровны. Гравюра. XVIII век. Фото: https://vatnikstan.ru/culture/istoki-balet/
Спектакль при императорском дворе Елизаветы Петровны. Гравюра. XVIII век. Фото: https://vatnikstan.ru/culture/istoki-balet/

Вскоре из учеников была создана первая профессиональная балетная труппа с собственным репертуаром. Годовой гонорарный фонд балетным артистам, не считая оркестра, составлял 33 810 рублей. Шампанское в те времена стоило 1 рубль 30 копеек, пуд ржаного хлеба — 26 копеек, пуд сахара — 2,5 рубля, 7 кг сливочного масла — 1 рубль.

Балет в XVIII веке

Фото: https://leka-veselka.livejournal.com/613216.html
Фото: https://leka-veselka.livejournal.com/613216.html

Никакого самостоятельного балетного жанра тогда еще не было — лишь как эпизод к опере. Балет того времени — это танец и пантомима, сценическая речь и пение. Танцоры должны были быть универсальными артистами! Но главное — грация, изящные позы, жесты, красивые поклоны и реверансы.

Сегодня ценится балетная выворотность, высокий прыжок, идеальная растяжка, ловкость при исполнении пируэтов, туров и жете.

Отмена париков и башмаков

В первой половине XIX века труппой петербургского балета управлял французский балетмейстер Шарль Дидло. Он провел несколько существенных реформ: отменил парики, шиньоны, корсеты, кафтаны, башмаки с пряжками. Ввел обтягивающие трико и газовые туники. Танцоры и танец стали значительно легче! Прыжки-полеты стали важнейшим элементом.

Хореография + музыка

Сцена из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Мариинского театра, 1895 г.  Фото: РИА Новости https://www.classicalmusicnews.ru/anons/swan-lake-140-klin/
Сцена из балета П. И. Чайковского «Лебединое озеро» в постановке Мариинского театра, 1895 г. Фото: РИА Новости https://www.classicalmusicnews.ru/anons/swan-lake-140-klin/

Во второй половине XIX века должность главного балетмейстера занял Мариус Петипа, французский балетмейстер, принявший российское подданство.

В Петербурге он поставил десятки балетов. На сцену вышли гениальная музыка и танец — балеты «Лебединое озеро» и «Спящая красавица» Петра Чайковского, «Раймонда» Александра Глазунова.

Пуанты

Для создания воздушного и невесомого образа танцовщицы поднимались на полупальцы и даже на кончики пальцев. Одной из первых в мире на носочках танцевала Мария Данилова в балете «Зефир и Флора» на сцене Эрмитажного театра в Петербурге в 1808 году. Юной русской балерине, ученице Императорского театрального училища (будущая Академия балета) было всего 15 лет.

Потом в Италии придумали женские балетные «пальцевые туфли» — без каблука, с прямоугольным носком, атласные. А вот название «пуанты» — французское.

Первый танец на пуантах в России исполнила петербургская танцовщица Авдотья Истомина в 1820-х годах.

Фото: https://www.belcanto.ru/istomina.html
Фото: https://www.belcanto.ru/istomina.html

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьет, то разовьет

И быстрой ножкой ножку бьет.

Александр Пушкин. Евгений Онегин

Улица Зодчего Росси — центр театральной жизни Петербурга

С мая 1836 года балету учили на Театральной улице (улица Зодчего Росси) в доме № 2.

Фото: https://vk.com/wall-146363436_1
Фото: https://vk.com/wall-146363436_1

На этой маленькой улице в центре Петербурга всего пять зданий. Благодаря единому фасаду создается впечатление, что на каждой стороне улицы по одному зданию и они зеркально похожи друг на друга.

Длина улицы — 220 метров, ширина — 22 метра, высота зданий — 22 метра. Это самая симметричная улица в мире.

Архитектурная уникальность помогала рождаться в Академии русского балета отечественным талантам: Анна Павлова, Матильда Кшесинская, Ольга Преображенская, Агриппина Ваганова, Тамара Карсавина, Галина Уланова. Наталья Дудинская, Фея Балабина, Алла Шелест, Ирина Генслер, Нинель Кургапкина, Ирина Колпакова.

Артистка балета Агриппина Ваганова, покинув сцену, стала первым отечественным профессором хореографии. Методика Вагановой стала самой знаменитой в мировой балетной педагогике. С 1957 года кузница кадров русского балета носит ее имя — Академия Вагановой. Фото: https://vaganovaacademy.ru/academy/history/vaganova.html
Артистка балета Агриппина Ваганова, покинув сцену, стала первым отечественным профессором хореографии. Методика Вагановой стала самой знаменитой в мировой балетной педагогике. С 1957 года кузница кадров русского балета носит ее имя — Академия Вагановой. Фото: https://vaganovaacademy.ru/academy/history/vaganova.html