Итальянский фильм 1963 года «Руки над городом» имеет смысл посмотреть хотя бы ради того, чтобы понять, чем вдохновлялся Юрий Быков, когда создавал своего «Дурака». Перекличка несомненна, хотя есть различия. Если в «Дураке» обрушение здания - это лишь печальная возможность, то в «Руках над городом» - это сюжетная предпосылка, так сказать, трагические исходные данные одной в высшей мере запутанной истории.
Режиссер Франческо Рози был редким представителем своей страны, который создавал «итальянский нуар». Не джалло как пугающие и во многом алогичные ленты по маньяков, не еврокрайм, посвященный городской герилье, которая охватила Апеннины в 70-е годы, а именно нуар, как его принято мыслить.
Подчеркнуто черно-белый фильм с документальными вставками из жизни Неаполя начала 60-х годов, в котором криминальное происшествие подано через социальные процессы. А именно, явлено зарождение «строительной мафии».
Похищение людей, рэкет, наркоторговля? Что за глупости?!! Земельные участки под строительство, получаемые через появление в коридорах власти - вот истинное золотое дно!!! Именно на этом держится бизнес строительного магната Эдуардо Наттола.
Рози отнюдь не случайно пригласил на эту роль Рода Стайгера. Зритель должен был видеть Аль Капоне из фильма 1959 года, который всего лишь пересел в другой кабинет и занялся иной деятельностью, хотя столь же энергично и беспринципно. Опять же многие сцены были внешне заимствованы из гангстерского кино, хотя в уста персонажей вложены, казалось бы, безобидные фразы. Они обсуждают проблемы недвижимости.
И вдвойне показательно, что Рози ни словом не упомянул камору, хотя именно он был первым кинематографистом, который сообщил миру о существовании этой криминальной структуры (фильм 1958 года «Вызов»). Новая отрасль была куда более прибыльной. А потому Наттола сам себе каморра.
Перекройка городской среды приносит миллиарды лир и не грозит ничем существенным. Любое недоразумение (типа рухнувшего дома) можно замять. Недовольных - купить, неподкупных – убедить. В качестве последнего выступает депутат-коммунист Де Вита, который требует проведения расследования, касающегося различных строительных махинаций.
Поэтому Наттола прибегает к «доводам разума», показывает новые дома, даже демонстрирует новую сантехнику в новых квартирах. Неужели вы хотите всего этого лишить несчастных обитателей нищенских районов, которые сейчас проживают в самых кошмарных условиях? Разве не все мы должны заботиться о благе народа?
Но при этом всём за кулисами парламентской борьбы идут тайные переговоры, весьма напоминающие разборки между отдельными мафиозными кланами. Опять же примирение между фракциями напоминает своего рода криминальный ритуал. Конечно, не так мрачно как в недрах «Коза Ностра», но в известной степени похоже.
По этой причине можно утверждать, что «Руки над городом» стали центральным элементом криминальной трилогии, которую также образуют «Сальваторе Джулиано» (1961) и «Лаки Лучано» (1973). Гангстерские веяния в этой кинокартине - отнюдь не наша выдумка.