Найти тему

КАЗИМИР МАЛЕВИЧ

Наверняка многие из вас задавались вопросом, что же такого в этом Малевиче, кроме его "Черного квадрата" и супрематического гроба Малевича.

Начать хочется фразой из книги Казимира Малевича "Черный квадрат". Пусть она будет выдрана из контекста, тем не менее, она прекрасно отражает смысл его произведений: "Жизнь как взаимоотношения разделяется на два состояния (точка зрения общежития) внутреннего и внешнего.
Все вещи суть внешние, являясь третьим состоянием, практической стороной, через которые совершаются разные достижения внутренний потребностей человека, будучи, однако, вне нас.

Практические стороны разделяются на две, предметную и беспредметную. Одна практичная сторона, которая приспособляется к человеку, другая - к которой человек приспособляет себя, вызывая постройку нового миросложения немеханического порядка (последняя беспредметная)."

Те, кто живет в Санкт-Петербурге скорей всего были на выставке с Русском Музее, посвященной Казимиру Малевичу. Не буду останавливаться на описании его произведений, в том числе и на "Черном квадрате". Мне кажется, наилучшим вариантом написать об этому будет в рамке рассказа о выставке, где была показана эта работа впервые. Интересней ведь так?

Расскажу о серии картин с крестьянской тематикой. Меня привлекли странные фигуры, написанные словно по трафарету, стоящие в одинаковых позах. Без лиц. Недвижимые. Странные, и оттого еще более страшные. Работы относятся к 30м годам. Время начала индустриализации, раскулачивания, коллективизации. А вот теперь посмотрите на работы через эту призму, какие у вас возникают мысли?

Лично у меня невеселые. Исподволь художник нам рассказывает о фундаментальных процессах, происходящих в то время в России. Так или иначе я буду в некоторых разборах затрагивать эту тему, она у многих художников проходит красной линией. Речь идет о процессе декомпозиции (разрыва) и перестройки жизненных, пищевых/производственных цепочек. Разрыв между производителем (крестьянином, работником) и результатами его труда.

Навскидку возьму в пример несколько работ и поговорим немного подробней.

Крестьянка

Композиционно мы видим человека на маленьком зеленом островке. Тело обезличено, почернело. Образ теряет свое имя, становится анонимным, дематериализуется. От полей тело Крестьянки отделяет алая река с зияющей, поглощающей внимание черной пустотой. Маленький кусочек зелени как единственное спасение. Любопытно разделение работы на верх и низ. Небо металлическое, словно ряды лезвий ножей, врезается в пашни.

Белый цвет одежды, кстати у всех на представленных картинах, наводит мысль о празднике, с одной стороны, и в то же время нет.

Фигуры в картинах кажутся преувеличенно большими в основном из-за того, что занимают весь передний план. Тела в работах скорей не конкретные люди, а образы, полутени. Все, что сзади них кажется неважным, не нужным и уже не имеет смысла.

Обратите внимание, что и Крестьянка, и Косарь стоят. Они не заняты обработкой земли/косьбой. Земля ЗА ними. Они пассивны, инструменты держат в опущенной руке. Вглядевшись, возникает чувство отчуждения. Отдельности от. От своей внутренней сути. Словно мы застали момент утраты идентичности.

Всматриваясь в лицо Косаря в первую секунду, возникает ощущение, что у него на голове металлический кокошник, а борода - забрало. Лицо и, словно металлическая, "борода" Плотника еще больше усиливают это впечатление. Невольно задаешься вопросом, а могут ли они говорить?

Плотник

Прежде всего бросается в глаза статичность фигуры Плотника. В противовес словно окрашенное гневом лицо, сжатые руки. Упрощенной, крестообразной, дороге вторит переплет окна, а так же распределение темного и светлого в одежде.

(И не могу удержаться от иронии, насколько борода Плотника напоминает постепенно уходящие в прошлое (ооооочень надеюсь навсегда) маски.)

Вообще, в привычной нам рамке живописных традиций цвета (колорит) в картине связаны. Они дополняют и усиливают друг друга. Практики Малевича предлагают нам несвязанные колористически работы. Не цвета привязаны, если можно так выразиться, к предметам, а их сутевая вибрация, подводящая и наводящая нас на определенные эмоции, чувства.

Крестьянка. Казимир Малевич
Крестьянка. Казимир Малевич
Плотник. Казимир Малевич
Плотник. Казимир Малевич
Косарь. Казимир Малевич
Косарь. Казимир Малевич
Супрематический гроб Малевича
Супрематический гроб Малевича

#малевич #художник #живопись #история #картины #искусство #авангард #супрематический гроб Казимира Малевича