Найти в Дзене

Ненадёжный рассказчик — кто это такой и зачем он нужен

Оглавление

Автор художественной литературы, даже самой реалистичной, имеет право на вымысел, и читатель это понимает. Но какой бы фантастический мир ни описывал автор, это не является обманом, так как события не выдаются за происходящее на самом деле. Но всё же иногда обман читателей случается. Происходит такое, когда на страницах книги появляется «ненадёжный рассказчик».

Кто такой «ненадёжный рассказчик»

Я уже писала о том, что в литературе существует два вида нарраторов — тех, кто рассказывает историю. Это повествователь — альтер-эго писателя и рассказчик — персонаж, от лица которого идёт рассказ.

Так вот, в литературе есть такой приём, который называется «ненадёжный рассказчик». Суть его в том, что персонаж, который описывает события, делает это неправильно, то есть что-то скрывает от читателя, умалчивает важные моменты, искажает действительность, а то и просто обманывает. Сам термин «ненадёжный рассказчик» был введён в 1961 году американским критиком Уэйном К. Бутом в книге «Риторика художественной литературы». Повествование от "ненадёжного рассказчика" противоречит реальности внутри книги.

Такому рассказчику нельзя верить, но читатель об этом до поры до времени не догадывается. А когда обман обнаруживается, то получается неожиданный «сюрприз», который часто сопровождается поворотом сюжета, а то и настоящим сюжетным твистом. Правда, самые продвинутые читатели могут заранее догадываться, что в истории что-то не так. И это делает её ещё интереснее и более интригующей.

  «Декамерон». Художник Джон Уильям Уотерхаус
«Декамерон». Художник Джон Уильям Уотерхаус

Виды «ненадёжных рассказчиков»

Это, конечно, литературный приём, и рассказчик искажает события по воле автора, но, как правило, этому есть рациональное объяснение. Выделяют несколько видов «ненадёжных рассказчиков» в зависимости от мотивов, которыми они руководствуются, вводя в заблуждение читателей.

Неадекватный персонаж

Он сам обманывается, потому что воспринимает реальность искажённо. Это может быть человек с психическими отклонениями, находящийся под действием психотропных веществ, в состоянии сильного стресса и т. д. Примером может служить «Солярис» С. Лема, где на психику героя оказывал действие Океан, или роман «Шум и ярость» У. Фолкнера, где в роли одного из рассказчиков выступает умственно отсталый человек. А самый известный среди современных читателей пример, пожалуй, роман «Бойцовский клуб» Чака Паланика, у главного героя которого тоже не всё в порядке с головой, только понимают это и читатели, и сам персонаж не сразу.

Наглый лжец

Такой герой рассказывает небылицы, сознательно лжёт и вводит в заблуждение читателей ради «спортивного интереса» или собственной выгоды. Думаю, все вы узнали в этом персонаже легендарного барона Мюнхгаузена. А ещё у А. Кристи есть повесть «Убийство Роджера Экройда». Там историю рассказывает сам убийца, выступающий в роли помощника детектива Э. Пуаро, и до конца повествования он умудряется сохранить в тайне свою причастность к преступлению.

Человек из другого мира

Чаще всего такой персонаж не может адекватно оценить события, и понять мотивы других действующих лиц, так как совершенно не разбирается в обстановке. Это не обязательно пришелец или попаданец. Таким «выходцем из другого мира» может быть ребёнок, не понимающий отношений взрослых, современный горожанин, оказавшийся в глухой горной деревушке или просто приехавший в другую страну с непривычными обычаями и традициями. Например, героиня романа Иэна Макьюэна «Искупление» тринадцатилетняя девочка Брайони не понимает романтические отношения между её старшей сестрой Сесилией и Робби — сыном прислуги. Поэтому Брайони обвиняет Робби в изнасиловании своей кузины Лолы. И полиция ей верит.

Художник Владимир Чумаков-Орлеанский
Художник Владимир Чумаков-Орлеанский

Зачем нужен ненадёжный рассказчик

Этот приём не слишком часто встречается в литературе, потому что он довольно сложен в исполнении. Автору приходится всё время контролировать себя, чтобы не проговориться и виртуозно работать с рассказчиком, чтобы его поведение было естественным, а мысли — логичными, непротиворечивыми. И в то же время они не должны раскрывать истинные намерения персонажа. Недаром же Хорхе Луис Борхес так восторгался мастерством Агаты Кристи именно в отношении создания образа «ненадёжного рассказчика».

Однако, несмотря на сложность, этот литературный приём помогает автору решать самые разнообразные задачи.

  • Он подготавливает интересный и неожиданный поворот сюжета, когда читатель узнает, что, оказывается, всё не то, чем казалось.
  • «Ненадёжный рассказчик» помогает поставить в книге серьёзные этические вопросы и сделать произведение более глубоким и психологичным.
  • Использование этого приёма позволяет автору показать разные ракурсы восприятия событий, особенно если «ненадёжный рассказчик» в произведении не один, как, например, в рассказе Р. Акутагавы «В чаще», или, что нам ближе, в «Драме на охоте» А. П. Чехова. Увидеть ситуации с разных сторон часто важно, ведь у каждого героя может быть своя правда.
  • Приём «ненадёжный рассказчик» даёт возможность автору исправить собственные «косяки» — залатать дыры в сюжете или объяснить нелогичность поступков персонажей, а то и замаскировать свою явную забывчивость. Если мы имеем дело с сериальной литературой, такая забывчивость случается, и писатель зачастую, работая над пятой книгой, плохо помнит, что у него было в первой.

Приём этот, несомненно, интересный, но и злоупотреблять им тоже не стоит, тем более «ненадёжный рассказчик» требует писательского мастерства. А то, утратив доверие к автору, читатель утратит и интерес к произведению, ведь читать и постоянно подозревать всех героев в обмане не слишком приятно.