Тридцать лет назад на улицах Монте-Карло произошла эпическая битва иконы Формулы-1 Айртона Сенны против Найджела Мэнселла на Гран-при Монако 1992 года.
Существует популярный способ просмотра любого Гран-при Монако: посмотрите начало гонки, затем выключите телевизор. В остальные 77 кругов, скорее всего, смены позиций гонщиков не произойдет.
Если и был год для реализации этого способа, то это 1992: Найджел Мэнселл прибыл в Монте-Карло с пятью победами в Гран-при подряд, его Williams FW14B полностью доминировал в том сезоне, и казалось, что победа будет лишь вопросом времени.
Окончание этой гонки 30 лет назад оказалось одним из самых захватывающих финалов в новейшей истории Формулы-1, поскольку Айртон Сенна смог удержать настойчивого Найджела Мэнселла в неравной борьбе!
Показатель того, насколько это была напряженная битва, можно было увидеть после финиша гонки. Мэнселл, не новичок в битвах на гоночной трассе, был настолько измотан, что ему понадобилась помощь стюардов, чтобы подняться на подиум. Возможно, это был шок от проигрыша.
Его болид Williams был ослепительно быстр. Активная подвеска делала машину заметно более устойчивой, когда болиды соперников находились будто в коньках на гоночной трассе.
McLaren Айртона не мог сравниться с Williams-Renault в квалификации. Но на узких улочках Монте-Карло он был достаточно быстр, чтобы вести борьбу в пределах досягаемости Патрезе и занять третье место в стартовой решетке. Сенна был достаточно умен, чтобы наброситься на итальянца с самого начала.
Поул-время Мэнселла было на 0,9 секунды быстрее, чем у Риккардо Патрезе, который стартовал вместе с ним впереди стартовой решетки.
На третьем месте Сенна, выигравший четыре из пяти предыдущих Гран-при в княжестве Монако.
Настороженность Патрезе на первом круге, когда он тщательно избегал Мэнселла, дала возможность для Сенны занять место между двумя Уильямсами и начать приследовать лидера гонки.
«Я знал, что не смогу победить его [в темпе]. Это было бы невозможно с превосходством его машины. Но никогда не знаешь, что может случиться в Монако. Так что я старался изо всех сил, чтобы быть в состоянии извлечь выгоду, если что-нибудь случится с Мэнселлом. Уже с самого начала я планировал позднюю гонку», — говорил Сенна.
Мэнселл не давал себе права на ошибку. Но на 71-м круге произошло то, что от него не зависело, в тот момент он лидировал на 30 секунд:
«Проходя через туннель, я чуть не потерял болид, задняя часть просто упала. Я сразу почувствовал, что у меня прокол. Проблема заключалась в том, что я был на полпути от боксов, поэтому мне пришлось ехать так медленно, что я потерял 15 секунд или около того, просто добираясь туда», – вспоминает Мэнселл.
На самом деле проблема заключалась в ослаблении колесной гайки. Точно такая же было пятью годами ранее в Венгрии, что стоило Мэнселлу победы за шесть кругов до финиша.
После того как Найджелу заменили колеса на пит-стопе он вылетает из боксов в погоне за уже лидирующим McLaren. Толпа вскочила на ноги, когда Мэнселл начал сокращать отставание от Сенны в 5,1 секунды!
Мэнселл был на хвосте McLaren в течение трех кругов на более свежей резине. Торопился и делал финты, пригибался и нырял, ища брешь, чтобы пройти снаружи, внутри, над бордюрами.
Запугать Сенну было бестолковой идеей. Бразилец придерживался гоночной линии и не позволил Мэнселлу пройти на узких улочках трассы Гран-при Монако. Плетение могло быть даже контрпродуктивным, поскольку Мэнселл еще больше портил шины на своем гоночном болиде.
Сенна пересек финишную черту на 0,2 секунды раньше своего соперника и одержал свою четвертую из пяти побед подряд в Монако.
«Я должен похвалить Айртона, потому что он довольно точно угадал каждое движение, которое я пытался сделать. Он был очень справедлив, и он имел право делать то, что делал. Я думаю, что он вел себя фантастически, и поэтому он выиграл гонку. Я пришел вторым», — сказал Мэнселл впоследствии.
Спустя много лет размышляя об этой гоночной битве, Мэнселл предположил, что она могла быть совсем другой в современной Формуле-1.
«Согласно современным правилам, Айртон не мог удерживать меня позади, как он это делал тогда. Это было похоже на автобус; каждый раз, когда я шел на обгон, он просто блокировал его. Если честно, я должен был довольно сильно подтолкнуть его в спину на паре поворотов и дать ему прокол или что-то в этом роде. Даже если бы это сломало мне переднее крыло, я мог бы продолжить и, возможно, победить», — поделился фантазиями Мэнселл.
«Мы оба из кожи вон лезли, но я очень гордился тем, что мы не пошли на контакт. Для меня было большой честью не помочь ему, скажем так, пройти через барьер».
Однако гордость в основном принадлежала Сенне, после того как он прервал победную серию Мэнселла в том гоночном сезоне Формулы-1.
«Я воодушевлен своей пятой победой в Монако, но эта машина по-прежнему сильно уступает машинам Williams. Мой болид McLaren был лучше в гонке, чем в квалификации, но не настолько, чтобы победить Найджела. Итак, я старался держаться как можно ближе, потому что эта трасса очень непредсказуема, и я хотел быть в состоянии воспользоваться этим, когда это в конечном итоге произошло.
Когда я вырвался вперед, мои шины были сильно изношены, и я ожидал, что Найджел, у которого были новые покрышки, очень быстро меня догонит, хотя я не знал, как удержать лидерство. Мне пришлось использовать все свои знания о Монако, и это было действительно захватывающе. Я старался оставаться внутри трассы и в нужном месте», – рассказал Айртон Сенна после победы на Гран-при Монако 1992 года.
«Было приятно приручить льва!», - добавил он.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать самые интересные новости Королевской Гонки Ф1 и не забудьте поставить лайк!;)
Спасибо!
Чем мы должны быть благодарны технологиям Формулы-1? Читайте по ссылке:
Факты о которых вы точно не знали:
Все дело в деньгах! Сколько стоит болид Ф1? Узнайте тут:
#спорт #авто #гонки #формула 1 #новости #интересное