Как видим, жизнь в американской колонии началась только после отъезда американцев. Мечтатели на Святой Земле долго не задержались. Оставили на память о себе складные деревянные домики и отбыли восвояси, несолоно хлебавши. Но в любой ситуации кто-то оказывается в выигрыше! В нашем случае первым выигравшим был господин по фамилии Мельцер - миссионер-лютеранин, а заодно и продуманный гостиничный бизнесмен. Чтобы дать колонистам возможность уехать, Мельцер скупил у них дома. Пользуясь моментом - недорого. За пятачок пучок, что называется.
Не успел пароход с американцами отплыть, Мельцер свежекупленные дома продал – по совсем другой цене – немцам-темплерам. Правда, оставил пока за собой бывший общинный дом. Редкой дальновидности был человек!.
Но покупатели тоже оказались в выигрыше. У темплеров голова и руки работали согласованно, и в колонии очень быстро появились больница, аптека, лесопилка, маслобойня и мельница. Все были при деле. Часть жителей занималась торговлей и перевозками, учителя учили, доктора лечили. Полнейший орднунг! Солидным людям не годилось жить в деревянных избушках на курьих ножках – и большинство американских картонных домиков было достроено камнем.
У темплеров было три гостиницы и действовало знаменитое турагентство «Томас Кук». Поселение было огорожено стеной, на ночь ворота запирались – чтобы не провоцировать лихих людей поживиться чужим добром.
И было в бывшей американской колонии все хорошо, а стало еще лучше. Потому что здесь поселился барон Платон фон Устинов
Изначально приехал саратовский юноша в Яффо для лечения. Конечно же, познакомился здесь с Мельцером, да так хорошо познакомился, что пригласил его к себе в имение в Саратовскую губернию, а впоследствии женился на его дочери. Для этого Платону пришлось принять лютеранство. Из России его за это изгнали, зато в Германии дали титул барона, и в 1878 году барон Платон фон Устинов с супругой возвратился в Яффо. Всерьез и надолго.
Первым делом выкупил бывший общинный дом и перестроил его в трехэтажную усадьбу, которая сейчас называется Бейт Эммануэль
А еще пригласил талантливого садовника – Нисима Аль-Хадифа – и разбил рядом ботанический сад небывалой красоты.
В 1895 году барон вместе со второй женой (дочерью польского крещеного еврея и эфиопской аристократки), четырьмя детьми и огромной коллекцией антиквариата переселился в дом поменьше.
А в усадьбе решил открыть гостиницу.
Вообще много хорошего сделал. Вместе со своим бывшим тестем Мельцером пожертвовал земельный участок для строительства церкви. Сейчас церковь Святого Эммануила – главное украшение района. Еще построил больницу для лечения глазных заболеваний. В отеле размещал евреев-беженцев из Европы. Когда началась мировая война, решил вернуться в Россию и сражаться за Родину. Дальнейшая жизнь Платона Устинова осталась невыясненной, в Яффо он уже не вернулся. Судьба его уникальной коллекции древностей тоже неизвестна.
Зато его внука сэра Питера Устинова - создателя лучшего образа Эркюля Пуаро - знают все.
Про темплеров Сароны я писала, так что мы понимаем, почему закончилось немецкое присутствие в Палестине. А не территории бывшей американо-немецкой колонии жизнь продолжается, и чем дальше – тем интереснее. Скоро расскажу!
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете