С прошлым американо-германской колонии в Яффо мы разобрались. Знаем, кому там пришлось плохо, а кому, наоборот, хорошо – и понимаем, по каким причинам. Маленький пятачок земли притягивал к себе людей, деньги, события. А что там происходит сейчас?
Дойти до американо-темплерского поселка очень просто. С Часовой Площади уходим на уже знакомую улицу Разиэль, еще раз любуемся каменными оборками над входами и выставленными в витрине стейками Большого Ицика – и проходим мимо! Нам чуть дальше. Улица Разиэль плавно переходит в улицу Эйлат, за галереей Space (№12) поворачиваем направо – и попадаем в пасторальный мир прошлого.
Сохранился этот мир для своих лет неплохо. Здания – свидетели главных событий – на своих местах.
Бейт Эммануэль служит хостелом и заодно музеем семьи Платона Устинова.
В домашнем ботаническом саду продолжает жить фикус немыслимых размеров
Отель братьев Дриско отреставрировался, стал дорогим и модным, присоединил к себе бывший дом – бывший корабль - капитана Экли Нортона.
Что касается церкви Святого Эммануила, которую строили всем миром – Устинов предоставил участок, кайзер Вильгельм пожертвовал колокола – она каким-то образом отошла к норвежской церкви.
В этом заключается ответ на вопрос, откуда в ней появились великолепные витражи работы всемирно известного норвежца Виктора Спарре. Еще здесь проводятся органные концерты, а службы идут на иврите.
И жилые дома сохранились! Те самые, что напоминают дачные домики советских времен в наших садоводческих хозяйствах. Понятно, что сохранились не совсем в первозданном виде – лучшая реконструкция та, которая незаметна. А кто же здесь проживает? Самые знаменитые жильцы – конечно, американская пара – потомки тех самых горе-колонистов!
Это говорит прежде всего о том, что легковерные бедолаги благополучно вернулись в свою Америку, выжили и снова встали на ноги. А их внуки-правнуки могут себе позволить выкупить дома предков, отреставрировать их, поселиться самим и еще устроить музей тогдашнего быта.
И назвать «Домом дружбы со штатом Мэн».
Вообще нынешний состав населения пестрый. После войны и изгнания темплеров в их дома заселились нуждающиеся в жилье еврейские семьи. И теперь по местным законам их потомки стали полными хозяевами, поскольку прожили больше 35 лет. Израиль – страна молодая, законы здесь пишут с огоньком!
Поскольку власти понимают ценность исторического поселения, к 100-летию Тель-Авива муниципалитет выделил средства на реставрацию домов нынешнего «коренного населения».
В темплерских домах еще живут норвежские семьи – содержатели церкви Святого Эммануила. Также район любят представители творческих профессий из соседнего Флорентина – здесь гораздо более респектабельно.
А люди со средствами покупают жилье в новых комплексах на территории колонии. Вот милейший комплекс The Village - состоит из новых двухэтажных домиков в темплерском стиле.
Этажность малая, а земля здесь дорогущая. Так что небольшие, симпатичные, простые с виду домики – совсем не дешевые. Что называется, джентрификация пошла!
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете