Вчера была на показе в Доме Кино. Режиссёр Алексей Злобин представил свой фильм «Лорик». Действие происходит в Ереване. Главный герой — местная театральная звезда — актёр Лоуренс (Лорик). Его играет блистательный Микаэл Погосян. Лорик неожиданно получает дар вселяться в тела других людей.
Сказка-притча — яркая, лёгкая, грустная. Поэтично, с любовью показан город. Даже захотелось приехать в гости к кому-нибудь из недавно уехавших туда друзей.
Фильм зацепил. Не сразу поняла чем. Вот Лорик — эгоистичный нарцисс в начале фильма, живёт в своём выдуманном мире, где он "пуп земли". При этом — талантливый актёр с кучей обожателей. В детстве потерял родителей, которые тоже были актёры.
История становления нарцисичного характера обычна. Детская травма. Защитные механизмы. Остановка эмоционального взросления на уровне дошкольника. Вот «оно» и выросло. «Восхищайтесь мною все! А если не восхищаетесь — вы плохие!»
И когда Лоуренс сталкивается с жестокой/обыденной реальностью, мир его рушится. Он временно впадает в другую крайность — осознание собственной ничтожности. А это для него полная катастрофа, считай — смерть.
Но тут то и начинается сказка — наш герой получает способность вселяться в других.
Сначала это сосед-пьяница. Ничего особенного не происходит: полапал чужую женщину, выпил с друзьями. Но мы уже видим другого Лорика. Он сам удивляется ощущению внутренней свободы, пока, не очень понимая, что с этим делать.
Следующее тело, которое его "принимает" — девушка с неустроенной личной жизнью.
И вот уже наш герой открывается по-новому. Он пытается помочь ей закадрить парня. А бескорыстная помощь для Лорика это что-то новое.
Лоуренс потихоньку преображается. Я бы даже сказала, становится человеком.
Потом — больная девочка, которая не может ходить. И наконец, грузное рыхлое тело локального партайгеноссе. Только теперь у героя появляется реальная возможность творить добро, воспользовавшись финансовым и властным ресурсом местного бонзы.
Лорик очень хочет помочь той самой больной крошке.
Вопрос такой: почему он, всю жизнь, проживший законченным эгоистом, вдруг так круто меняется?
Думаю, всё дело в особенностях того самого диагноза. Блестящий актёр, звезда, в глубине души — пятилетний ребёнок, покинутый родителями. И ему надо выживать в страшном мире, который он себе придумал. От этого сверхзащита и сверхкомпенсация.
Но когда «ты» это не «ты», уже не так страшно. Накажут, если что, не тебя, а «его». И можно пошалить, поиграть. Немного расстегнуть скафандр. Оказывается, что ты тоже чувствуешь жалость не только к себе. Жалость к другому — ещё не любовь, но уже эмпатия.
При этом лишь вскользь упоминается, скольким людям он в жизни напакостил до того, как позволил себе сострадание — то чувство, которое считает признаком слабости у других.
Фильм о внутреннем мире нарцисса. Попытка реабилитации его — «Ну, посмотрите, я же всё-таки хороший!»
Так Лорика считала я. Даже не знаю, чтобы сказали бы авторы на мою рецензию. Про такого ли героя они снимали своё кино?
Но фильм мне понравился. И пусть каждый видит в нём, что хочет. Даже простую сказку для взрослых с грустным концом.