Количественные хедж-фонды, применяющие алгоритмические торговые стратегии для совершения операций на финансовых рынках, демонстрируют высокую доходность в период экономических потрясений 2022 года. Сектор наконец-то начал восстанавливаться после длительного периода околонулевых и отрицательных значений.
Количественные или квантовые фонды (quantitative funds) испытывали сложности в период рекордного роста ликвидности и смягчения денежно-кредитной политики, когда ФРС скупала облигации и, тем самым, снижала волатильность рынка, на которой и строится работа таких фондов. Однако, ситуация изменилась, и, судя по данным Hedge Fund Research, индустрия квантовых фондов, объем которой составляет $337 млрд, сейчас демонстрирует самые большие успехи со времен финансового кризиса 2008 года.
Эти фонды получили прибыль, в частности, за счет ставок против государственных облигаций, которые оказались под давлением опасений, что ФРС продолжит агрессивное повышение процентных ставок для борьбы с высокой инфляцией. Они также извлекли выгоду из резкого роста цен на энергоносители и сырьевые товары, вызванного проблемами в цепочках поставок и конфликте на Украине.
Так, фонд BlueTrend вырос на 26% в 2022 году - это лучший показатель за 14 лет. Среди других бенефициаров от вернувшейся высокой волатильности - BH-DG Systematic, совместное предприятие Дэвида Гортона и хедж-фонда Бревана Ховарда. В этом году рост фонда составил 32%. Aspect Capital, соучредителем которого является Мартин Люк, один из трех первоначальных основателей подразделения AHL компании Man Group, получил 29,2% прироста в своем фонде Diversified, что сделало 2022 год вторым лучшим годом с момента его запуска в 1999 году.
За первые четыре месяца 2022 года количественные фонды на международных рынках в среднем заработали 15,1%, что делает их самой успешной категорией фондов в период, когда многие известные управляющие понесли двузначные убытки, а индекс S&P 500 упал на 13%. Индустрия традиционных хедж-фондов за четыре месяца в целом потеряла 1,9% по состоянию на конец апреля.
Квантовые фонды могут зарабатывать деньги, улавливая устойчивые ценовые тенденции как на растущих, так и на падающих рынках, что часто позволяло им получать прибыль. Например, в 2008 году они получили прибыль как от резкого роста, так и от последующего обвала цен на нефть, а также от быстрой распродажи акций, когда финансовый кризис достиг своего пика.
По данным HFR, резкий подъем показателей в этом году произошел после нескольких лет часто неудовлетворительной доходности: трендовые стратегии (trend-following) демонстрировали убытки в шести из восьми календарных лет в период с 2011 по 2018 год.
Терпения хватило не всем
Миллиардер Дэвид Хардинг, основатель лондонской компании Winton Capital Management (AUM: US$ 7.3 млрд), вызвал много споров в индустрии несколько лет назад, когда поменял стратегию своего основного фонда, который до этого применял тредовые и контртрендовые модели. Одним из главных аргументов была неудовлетворенность доходностью стратегии, которая не соответствовала ожиданиям менеджмента и клиентов одного из крупнейших хедж-фондов.
“После этого, мы просто не могли привлечь деньги,” – комментирует решение Хардинга, управляющий одного из фондов, который продолжил использовать тренд-следящую стратегию.
В прошлом году компания GSA Capital закрыла свой фонд Trend, обнаружив, что встречи с инвесторами фонда стали отвлекать квантов.
Однако резкое ускорение инфляции в США в прошлом году, первоначально недооцененное центральными банками, стало катализатором повышения процентных ставок и сворачивания программы количественного смягчения. Это лишило цены на активы поддержки на традиционных рынках, в результате чего облигации и акции упали.
Инфляция? Инфляция!
"Центральные банки должны сосредоточиться на борьбе с инфляцией, несмотря на издержки для цен на активы", - сказал Филипп Джордан, президент парижской фирмы CFM, специализирующейся на квантовых фондах, чей тренд-следящий фонд IST вырос на +16,5% в этом году. "Это позитивный фон для нашей стратегии, потому что он создает импульс".
Доходность 10-летних казначейских облигаций США в этом году выросла с 1,51% до пика в 3,2%, в то время как доходность немецких 10-летних бондов, которая стала отрицательной в 2019 году, подскочила с -0,18% до 1,19%. Доходность движется в противоположном направлении от цен.
"Если вы посмотрите на 10-летние немецкие облигации, то это ошеломляющее движение, ведь они практически не двигались в течение длительного времени", - сказал Кеннет Тропин, председатель правления коннектикутской компании Graham Capital, чей фонд K415 вырос в этом году на 41,7%, а фонд Tactical Trend - на 33,4%.
"Учитывая то, что произошло со ставками, товарами и валютами, управляющие СТА выглядят как очевидные бенефициары кризиса", - сказал Эндрю Бир, управляющий член американской инвестиционной компании Dynamic Beta Investments, чей фонд DBMF вырос на 22,4% в этом году.
После достаточно тяжелого периода для сектора, управляющие теперь считают, что сегодня изменился сам режим рынка, и тенденции могут сохраняться в течение довольно длительного времени.
"Изменение инфляционных ожиданий похоже на большую баржу, и потребуется время, чтобы развернуться", - сказал Брага из Systematica, указав на декарбонизацию и изменения в цепочках поставок как на инфляционные силы. "Похоже, что впереди более длинный цикл, и я подозреваю".
По материалам Financial Times - Quant hedge funds reap windfall during 2022 market ructions
👉Инвестировать в стратегии «Алго Капитал».
Подписывайтесь на наш ВКонтакте и Телеграм.
#кванты #экономика #количественные инвестиции #хедж-фонды