Если уж говорить о мужских профессиях, то начинать надо прям с фараона Древнего Египта. Вот уж куда женщине ни в жизнь не пролезть, так на эту должность.
Причина довольно проста — для этой работы нужен мужской половой орган. И, в отличии от руководства и управления автомобилем, в буквальном смысле. Это связанно с древнеегипетскими заморочками — фараон, будучи фигурой сакральной, помимо всяких красивых обрядов где его обсыпали золотой пудрой, раз в год должен был еще и «оплодотворить» Нил. Для чего ему надлежало выехать в церемониальной лодке на середину реки и капнуть в её воды своей семенной жидкостью с кровью. Для получения крови, вроде как, фараон надрезал крайнюю плоть. Откуда он брал остальные ингредиенты, как именно смешивал, до или после — подробностей у меня для вас нет, остается только ждать вдумчивое исследование.
Таким образом, мы вроде как имеем вполне себе половое ограничение на вакансию. Тем удивительнее было археологам, когда в длинных списках фараонов они натыкаются на таких, которые, вроде как ничем из остального столбика имен не отличатся, зато в титулатуре, внезапно, «мать царя».
Сейчас просто остается признать очевидное — отсутствие члена никогда не будет препятствием для целеустремленных людей. И среди фараонов Египта таких было, по меньшей мере, несколько. Штук пять только тех, о ком мы знаем.
Самая распиаренная из всех — Хатшепсут. Хатшепсут лично руководила военными компаниями и носила ритуальную накладную бороду. Что там с обсыпанием золотой пылью и ритуалом оплодотворения Нила — не знаю. Но Хатшепсут, все же, не совсем влазит в нашу тематику — нам ведь нужны именно что девы, кои лично разрубают врагов на части.
Анк-су-намун из фильма «Мумия» 1999-го года сыгранная Патрицией Веласкес, как иллюстрация тут абсолютно не в тему, мы же тут историей занимаемся.
Анк-су-намун ведь выдуманный персонаж, чьё имя даже не египетское, а просто созвучно с именем Анхеспаамун, сестрой и, по совместительству, женой Тутанхамона. Но любой мыслящий и интеллектуальный человек должен признать, что и не упомянуть её было бы ошибкой. К чему это я? Ах, да, воительницы.
Чтож, в долгой истории Египта, такое, наверняка, было. Было то наверняка, а вот сохранились источники до наших дней, пожалуй только о Яххотеп.
Вот эта милая дама:
Фрагмент саркофага Яххотеп. Metropolitan Museum of Art, New York.
Мне кажется, она правда миленькая. Просто статичный образ не передает её очарования. А вообще, она похожа на Бэллу Порч, тик-ток с которой видел, наверное, почти каждый житель планеты у которого есть интернет.
Что мы знаем о Яххотеп? На самом деле, не много. Жила она в трудное для Египта время. На её долю выпал пик борьбы с нашествием гиксосов. Это нашествие случилось примерно на рубеже XVIII и XVII вв. до н.э. С востока, через Синайский полуостров, на Египет обрушились захватчики-гиксосы.
Само слово, «гиксос» — то как греки передали название. Начиная ажно с Иосифа Флавия, этимология термина гиксос разъясняется, как эллинизированная форма египетского hekw shasu, что означает «цари-пастухи». В 2001 году израильские археологи Исраэль Финкельштейн и Нил-Ашер Зильберман выдвинули альтернативный вариант, настаивая на созвучии с heqa-khase («правители чужих земель»), однако широкой поддержки эта гипотеза за 20 лет так и не получила.
Кто такие гиксосы? Насильники, убийцы, грабители. Еще и поклонялись Сету. Пока есть основание полагать, что это был племенной союз обитателей Южной Сирии и Северной Аравии, по своему этническому составу, скорее всего очень неоднородный. В Египте в этот момент как раз случился небольшой системный кризис. Сначала гиксосы, как водится, служили фараонам верой и правдой и заселялись на землях Египта только с разрешения. Но, довольно быстро, выяснилось, что именно они являются в Египте едва ли не единственной вменяемой силой. Сначала они оттяпали кусок дельты Нила, с сильным и богатым городом Аварис, закрепились там, и дальше началось…
Гиксосы на рисунке А. Горелика из "Истории древнего Востока" 1988. Рисунок основан на находках артефактов в Палестине, Гизе и росписи в Бени-Хасане.
Большинство ученых сходится во мнении, что успех гиксосов связан с прорывными военными технологиями, которые они, возможно, переняли у индоевропейцев. Колесницы, составные луки, новые виды брони и так далее.
Прежде ученые считали, что гиксосы привели с собой в Египет коней и колесницы. На картинке, египетская роспись, датированная, по меньшей мере на сто лет раннее нашествия гиксосов
Однако сейчас, по мере накопления исторического материала, становится очевидно, что гиксосы появились в момент, когда в Египте уже были серьезные проблемы. Например, есть надписи некоего «царя», жившего похоже лет на двадцать раньше гиксосов, по прозвищу «нубиец». Владел крупным городом в середине Египта. То, что он написал про себя «царь», тоже о многом говорит, даже если и врет, факт показательный. В общем, пришедшие с окраин ребята просто подсуетились, и решили подобрать плохо управляемую, раздираемую коррупцией древнюю страну. Наверняка еще и «Сет сила!» всех заставляли кричать.
Увы, но кочевники не видели в Египте ничего, кроме добычи. Гиксосы совершали набеги и на более южные районы страны, сжигая города, разрушая храмы, убивая и уводя в рабство многих египтян.
Этот кошмар длился около 110 лет. Цари гиксосов, по традиции причисляемые к XV, а возможно, и XVI манефоновским династиям, не смогли, однако, полностью подчинить страну. Лишь при двух иноземных царях, Хиане и Апени, власть гиксосов распространялась достаточно глубоко на юг Египта.
Вероятно, и Западная Дельта не совсем подчинилась гиксосам. Инициатором освободительной борьбы египтян против гиксосов стал Фиванский ном, расположенный на расстоянии почти 800 км к югу от Дельты. Слабые вначале, но самостоятельные цари фиванской XVII династии постепенно сплачивают вокруг себя большинство номов Верхнего Египта и, опираясь уже на значительные материальные и военные силы, возглавляют борьбу за изгнание гиксосских завоевателей.
Египетская легенда, частично сохранившаяся в поздней новоегипетской записи, связывает начало освободительной борьбы с именем предпоследнего царя XVII династии, Таа II (или Секен-не-Ра), по-видимому погибшего в этой борьбе, о чем свидетельствует его мумия, найденная со следами смертельных ранений, которые были нанесены боевыми топорами. Более успешными оказались действия его сына, царя Камеса, снарядившего большой флот, отряды лучников и маджаев и с боями продвинувшегося от Гермопольского нома, находившегося на полпути между Фивами и Дельтой, к стенам самого Авариса. Однако захватить столицу гиксосов Камесу было не суждено. Этому помешали волнения на крайнем юге страны и, возможно, выступление против Камеса нубийских правителей, что заставило фиванского царя срочно прекратить осаду Авариса и перебросить свои войска на юг.
Окончательную победу над гиксосами одержал брат Камеса, основатель XVIII династии Яхмос (Амасис I), вступивший на египетский престол около 1600 г. до н.э. С этого времени начинается история Нового царства.
Так, минуту, а где же Яххотеп? А она в этой истории, была чуть ли не центральной фигурой. Яххотеп (Или Аххотеп с егип. 3h-htp — «Ях (бог луны) доволен») — была в супругой (и, скорее всего, сестрой) фараона Таа II Секен-не-Ра, и матерью фараонов-освободителей Камеса и Яхмоса I.
Насчет жены и сестры, собственно предположения основываются на её титулах:
Великая жена царя
дочь царя
сестра царя
жена царя
мать царя
Пока её муж или сыновья, вели боевые действия против гиксосов, Яххотеп правила страной. После смерти Таа II, она смогла удержать власть, которую похоже оспаривали с применением оружия внутренние силы. Затем она долгое время вела войну от лица своего малолетнего сына Яхмоса.
В Карнаке сохранилась стела, которую приказал создать Яхмос I. На этой стеле говорится о том, что в один критический момент Яххотеп смогла самостоятельно организовать и сплотить вокруг себя египетских солдат и пресечь назревавшее восстание.
Однако все это было бы просто очередной историей о правительнице. Если бы не её захоронение.
Яххотеп (или египтологам, как посмотреть) крупно повезло. Её могила пережила тысячетелетия, почти нетронутой К несчастью, найдена на была слишком рано, в 1859 году. Мумия покоилась в гробу из привозного кедра, покрытого золотом. Голова в волнистом парике богини Хатхор, украшенной коброй. Разумеется, гробницу вскоре опустошили и золото попало к местному начальнику, который на судне хотел переправить украшения из Египта в Европу. Но директор Службы древностей Огюст Мариет проявил упорство и украшения отправились в Каирский музей.
В описании к предметам указанно «Среди предметов из гробницы имеются и женские и мужские вещи: большой золотой посох, наручный браслет лучника, наконечник копья, тринадцать боевых топоров из бронзы, золота и серебра. Лезвия одного топора украшали эгейские мотивы: гриф и сфинкс, держащий голову врага. Так же эгейские мотивы были на кинжале: две бычьи головы и охота на льва».
Но самой интересной находкой были два ордена Золотой мухи. Почти как Железный крест в конце Второй мировой, только из золота и мухи. Их выдавали за особые заслуги именно на поле боя.
Вот как он выглядит:
Конечно, уже в то время выдвигались предположения, что кинжалы положены в гробницу в дань традиции, тринадцать боевых топоров — подарки от сынишки, а боевые ордена — просто для красоты. Или наоборот. Но, как мне кажется, в то жестокое и страшное время когда самому существованию мира грозила опасность, не было бы ничего удивительного в женщине, что сражается за себя, своих детей и само существование всего, что она знает.
Надо сказать, что Яххотеп вовсе не очередной забытый персонаж из тьмы веков. Эта царица - одна из главных действующих лиц романа Нагиба Махфуза «Война в Фивах» и главная героиня трилогии Кристиана Жака «Гнев Богов». Оба произведения повествуют об освобождении Египта из-под власти гиксосов.
На этом пока все, и до следующих встреч!
Автор - Владислав Добрый, подписывайтесь на Исторический угар
#добрыйкат