Один мой приятель, живущий в Казани и ездящий на старенькой Hyundai Sonata, в телефонном разговоре в начале апреля 2022 года (когда мир уже больше месяца “не был прежним”) заявил, что подумывает о замене своего авто сразу на электромобиль. Объясняя свой порыв экономией на топливе и радиусом поездок в основном по городу, он в дополнение указал на то, что в их новом районе «Царево Village» между 3-этажными многоквартирными домами установили зарядные станции для электрокаров.
Посоветовав ему не торопиться с выводами, я напомнил, что в этом вопросе не всё так просто на первый взгляд, хотя сам себя отношу к тем, кто подумывает об электромобиле.
К этой теме многие отечественные автовладельцы относятся совершенно по-разному. И с каждым сезоном отношение может кардинально меняться из-за маячащих впереди перспектив, особенно в связи с последними политическими событиями. А тут ещё приходят новости из-за океана, которые наталкивают на определённые выводы.
Известно, что рынок электрических автомобилей в самой развитой стране мира делает успехи. Только за последний год (с первого квартала 2021 г. по первый квартал 2022 г.) доля электромобилей в США удвоилась, и это ещё до того, как в сегменте пикапов началось масштабное производство электрифицированных моделей.
Но, по оценкам экспертов, ожидаемый рост всё же происходит медленно. Несмотря на то что у каждого американского автопроизводителя есть электрокары или гибриды, потребители США просто не покупают их в том количестве, которое прогнозировалось. Основных причин три. И они – ключевые для большинства водителей по всему миру: высокая цена, малый радиус действия и отсутствие зарядной инфраструктуры.
Даже для американцев на сегодняшний день электромобили слишком дóроги, их запас хода чересчур мал, а мест для зарядки по-прежнему не хватает, и это с учётом последних достижений США в данной области.
Американский автомобильный сайт Autolist недавно провёл исследования, опросив 1300 покупателей, чтобы узнать, как они относятся к электромобилям. Результаты опроса подтверждают, что в 2022 году подавляющее большинство водителей в Америке, как и раньше, предпочитают электрокарам автомобили с двигателем внутреннего сгорания. По словам опрошенных американских автопокупателей, самыми распространёнными препятствиями для владения электромобилем стали следующие:
Высокая цена на авто с электродвигателем, которая раньше была второй по значимости причиной, теперь является самым серьезным препятствием в США – почти половина респондентов заявила, что электромобили слишком дóроги для покупки или аренды. Беспокойство из-за дальности хода стало иметь второе место по степени значения для американцев – 44% респондентов по-прежнему называют это своей главной заботой. А 36% указали на причину отсутствия инфраструктуры зарядных станций, которая и замкнула тройку основных факторов.
И плохая новость заключается в том, что электромобили в ближайшее время дешеветь не собираются. Сырье для изготовления батарей становится дороже, что увеличивает стоимость производства электромобилей в целом, а это влечёт и увеличение цен на электрокары по всем направлениям.
Самым доступным способом компенсировать такие высокие затраты во всем мире являются государственные субсидии. Опрос Autolist показал, что большинство американцев (68%) их поддерживают, считая федеральные стимулы основной помощью по внедрению и популяризации электромобилей.
Но проблема в США с этими субсидиями, которые могут снизить цену электромобиля максимум на 7500 долларов за счет налоговых льгот, заключается в том, что они применяются не во всех случаях и уменьшаются вплоть до нуля.
По американским законам, налоговый вычет действует только для первых проданных 200 тысяч электромобилей, выпущенных одним автопроизводителем. Tesla, GM и Toyota уже превзошли эти цифры, поэтому полагаться на скидку, чтобы сделать электромобили этих производителей более доступными, американским покупателям не приходится.
Все знают, что цена на ископаемое топливо в США бьёт исторические рекорды, причем как на бензин, так и на газ. Поэтому вдвойне удивительнее выглядит ситуация, которая всё ещё не может сильно подтолкнуть американских водителей к выбору в пользу электрических машин. На вопрос, какая цена на топливо заставит респондентов переключиться на электромобиль, самым распространённым ответом был: «Дело не в цене на бензин»!
Это и ставит электромобили в Америке в затруднительное положение, потому что основным аргументом в их пользу всегда была экономия на топливе. Хотя есть и много других причин… Получается, что автомобиль с ДВС и электромобиль объединяет одна общая черта: покупка одного из них должна быть не совсем рациональна. Только вот какая это покупка?
Да, скорее всего, если бы в 1905 году проводился опрос, почему люди не обменивают своих лошадей на новые безлошадные повозки, мы бы получили похожие ответы. Но учитывая увеличение доли электромобилей в развитых странах мира и перестраивание производственных линий ведущими автоконцернами с прицелом на авто с электротягой, вероятно, лет через 10 мы получим совсем другие результаты опроса.
А может быть и нет? Затраты на любое транспортное средство всегда являются проблемой №1. И стоимость на автомобили была основной причиной, по которой люди не покупали их в начале XX века, пока всё не встало на конвейер и не приобрело массовость.
Что же касается электрического автопарка нашей страны, то на 1 января 2022 года на территории РФ насчитывалось всего 16 500 электромобилей. Такой статистикой поделилось агентство «Автостат».
Эксперты отмечают, что на пятерку брендов-лидеров суммарно приходится 91% всего электромобильного парка в России. Более 70% от общего количества электромобилей принадлежит марке Nissan. На 2-м месте с большим отставанием располагается Tesla, на которую приходится доля в 10%. 3-е место занимает бренд Porsche (4%), от которого ненамного отстают марки Audi и Mitsubishi, вошедшие в ТОП-5.
У четырех из этих брендов присутствие на российском рынке отмечено наличием всего по одной модели на электротяге. У Nissan – это Leaf, у Porsche – Taycan, у Audi – e-tron, у Mitsubishi – i-MiEV. И только Tesla представлена несколькими моделями, из которых Model 3 самая популярная.
#авто #новости #электромобили #транспорт #обзор
Автор Эдуард Шидер (эксперт компании «Колеса Даром»)
✋ Этот материал наверняка будет интересен и вашим подписчикам!😉