Найти тему
Колеса Даром

Будущее электромобилей туманно даже в США

Один мой приятель, живущий в Казани и ездящий на старенькой Hyundai Sonata, в телефонном разговоре в начале апреля 2022 года (когда мир уже больше месяца “не был прежним”) заявил, что подумывает о замене своего авто сразу на электромобиль. Объясняя свой порыв экономией на топливе и радиусом поездок в основном по городу, он в дополнение указал на то, что в их новом районе «Царево Village» между 3-этажными многоквартирными домами установили зарядные станции для электрокаров.
Посоветовав ему не торопиться с выводами, я напомнил, что в этом вопросе не всё так просто на первый взгляд, хотя сам себя отношу к тем, кто подумывает об электромобиле.

К этой теме многие отечественные автовладельцы относятся совершенно по-разному. И с каждым сезоном отношение может кардинально меняться из-за маячащих впереди перспектив, особенно в связи с последними политическими событиями. А тут ещё приходят новости из-за океана, которые наталкивают на определённые выводы.

Известно, что рынок электрических автомобилей в самой развитой стране мира делает успехи. Только за последний год (с первого квартала 2021 г. по первый квартал 2022 г.) доля электромобилей в США удвоилась, и это ещё до того, как в сегменте пикапов началось масштабное производство электрифицированных моделей.

Завод Tesla во Фримонте (США). Фото: insideevs.com
Завод Tesla во Фримонте (США). Фото: insideevs.com

Но, по оценкам экспертов, ожидаемый рост всё же происходит медленно. Несмотря на то что у каждого американского автопроизводителя есть электрокары или гибриды, потребители США просто не покупают их в том количестве, которое прогнозировалось. Основных причин три. И они – ключевые для большинства водителей по всему миру: высокая цена, малый радиус действия и отсутствие зарядной инфраструктуры.

Даже для американцев на сегодняшний день электромобили слишком дóроги, их запас хода чересчур мал, а мест для зарядки по-прежнему не хватает, и это с учётом последних достижений США в данной области.

Американский автомобильный сайт Autolist недавно провёл исследования, опросив 1300 покупателей, чтобы узнать, как они относятся к электромобилям. Результаты опроса подтверждают, что в 2022 году подавляющее большинство водителей в Америке, как и раньше, предпочитают электрокарам автомобили с двигателем внутреннего сгорания. По словам опрошенных американских автопокупателей, самыми распространёнными препятствиями для владения электромобилем стали следующие:

На основе графики Autolist, 2022 год. Источник: autolist.com
На основе графики Autolist, 2022 год. Источник: autolist.com

Высокая цена на авто с электродвигателем, которая раньше была второй по значимости причиной, теперь является самым серьезным препятствием в США – почти половина респондентов заявила, что электромобили слишком дóроги для покупки или аренды. Беспокойство из-за дальности хода стало иметь второе место по степени значения для американцев – 44% респондентов по-прежнему называют это своей главной заботой. А 36% указали на причину отсутствия инфраструктуры зарядных станций, которая и замкнула тройку основных факторов.

И плохая новость заключается в том, что электромобили в ближайшее время дешеветь не собираются. Сырье для изготовления батарей становится дороже, что увеличивает стоимость производства электромобилей в целом, а это влечёт и увеличение цен на электрокары по всем направлениям.

Самым доступным способом компенсировать такие высокие затраты во всем мире являются государственные субсидии. Опрос Autolist показал, что большинство американцев (68%) их поддерживают, считая федеральные стимулы основной помощью по внедрению и популяризации электромобилей.

Президент Байден в новом электрическом пикапе Ford F-150 Lightning. Фото: chicagotribune.com
Президент Байден в новом электрическом пикапе Ford F-150 Lightning. Фото: chicagotribune.com

Но проблема в США с этими субсидиями, которые могут снизить цену электромобиля максимум на 7500 долларов за счет налоговых льгот, заключается в том, что они применяются не во всех случаях и уменьшаются вплоть до нуля.

По американским законам, налоговый вычет действует только для первых проданных 200 тысяч электромобилей, выпущенных одним автопроизводителем. Tesla, GM и Toyota уже превзошли эти цифры, поэтому полагаться на скидку, чтобы сделать электромобили этих производителей более доступными, американским покупателям не приходится.

Все знают, что цена на ископаемое топливо в США бьёт исторические рекорды, причем как на бензин, так и на газ. Поэтому вдвойне удивительнее выглядит ситуация, которая всё ещё не может сильно подтолкнуть американских водителей к выбору в пользу электрических машин. На вопрос, какая цена на топливо заставит респондентов переключиться на электромобиль, самым распространённым ответом был: «Дело не в цене на бензин»!

Самые высокие цены на бензин в США зафиксированы в штате Калифорния: 1 галлон стоит уже более 6 долларов. Фото: EPA
Самые высокие цены на бензин в США зафиксированы в штате Калифорния: 1 галлон стоит уже более 6 долларов. Фото: EPA

Это и ставит электромобили в Америке в затруднительное положение, потому что основным аргументом в их пользу всегда была экономия на топливе. Хотя есть и много других причин… Получается, что автомобиль с ДВС и электромобиль объединяет одна общая черта: покупка одного из них должна быть не совсем рациональна. Только вот какая это покупка?

Да, скорее всего, если бы в 1905 году проводился опрос, почему люди не обменивают своих лошадей на новые безлошадные повозки, мы бы получили похожие ответы. Но учитывая увеличение доли электромобилей в развитых странах мира и перестраивание производственных линий ведущими автоконцернами с прицелом на авто с электротягой, вероятно, лет через 10 мы получим совсем другие результаты опроса.

А может быть и нет? Затраты на любое транспортное средство всегда являются проблемой №1. И стоимость на автомобили была основной причиной, по которой люди не покупали их в начале XX века, пока всё не встало на конвейер и не приобрело массовость.

Что же касается электрического автопарка нашей страны, то на 1 января 2022 года на территории РФ насчитывалось всего 16 500 электромобилей. Такой статистикой поделилось агентство «Автостат».

Инфографика «Автостат» на основе данных АО «Электронный паспорт» на 01.01.2022г.
Инфографика «Автостат» на основе данных АО «Электронный паспорт» на 01.01.2022г.

Эксперты отмечают, что на пятерку брендов-лидеров суммарно приходится 91% всего электромобильного парка в России. Более 70% от общего количества электромобилей принадлежит марке Nissan. На 2-м месте с большим отставанием располагается Tesla, на которую приходится доля в 10%. 3-е место занимает бренд Porsche (4%), от которого ненамного отстают марки Audi и Mitsubishi, вошедшие в ТОП-5.

У четырех из этих брендов присутствие на российском рынке отмечено наличием всего по одной модели на электротяге. У Nissan – это Leaf, у Porsche – Taycan, у Audi – e-tron, у Mitsubishi – i-MiEV. И только Tesla представлена несколькими моделями, из которых Model 3 самая популярная.

#авто #новости #электромобили #транспорт #обзор

Автор Эдуард Шидер (эксперт компании «Колеса Даром»)

Этот материал наверняка будет интересен и вашим подписчикам!😉