Найти тему
Июньский кот

Альтернативная история. Битва за Англию (1940 год): победа германской авиации

Продолжаем цикл статей на тему альтернативной истории Второй мировой войны. Сегодня статья на тему победы Германии над Британией в воздушной войне летом 1940 года. Основой для статьи стал текст британского историка Чарльза Мессенджера «Битва за Англию. Триумф люфтваффе».

После разгрома Франции, в июне 1940 года, Британия осталась единственной страной в Европе, продолжавшей сопротивление Германии. Сразу же в Берлине была осознана необходимость вторжения в Британию, для завершения войны в Западной Европе. Для этого было необходимо предварительно выполнить два условия – заблокировать активность британского флота, и добиться господства в британском воздухе. В середине июня, командование германского флота сообщило Гитлеру, что для подготовки к высадке десанта потребуется не менее шести недель. Гитлер не пожелал давать Британии такой срок на восстановление, хотя бы частичное, своей армии, и было решено добиться капитуляции Британии интенсивными бомбардировками.

Воздушную операцию было решено начать 1 июля. До этого срока проводились многочисленные разведывательные полеты над Англией, обычно на самолетах Юнкерс-86Р, летавших на высотах более 12 км, и недоступных британским истребителям. В итоге, германские аналитики пришли к выводу, что решающую роль в системе противовоздушной обороны Англии играет цепь радарных станций на южном и восточном побережье Англии. Составленный план предусматривал подавление системы радаров, затем уничтожение истребительной авиации, уже неспособной оперативно реагировать на удары, и предъявление ультиматума Лондону. Операция получила название «Орлиный удар», в ней участвовали 2 и 3 воздушные флоты – 650 самолетов Мессершмит 109, 250 Ме110, 275 Ю87, 920 бомбардировщиков. Предполагалось, что их встретят 650 истребителей и 750 бомбардировщиков ВВС Британии.

Реально же, у британцев к 1 июня было 240 Харрикейнов и 235 Спитфайров, то есть 475 истребителей. Огромные потери понесли те силы ВВС, которые ранее были отправлены во Францию. И хотя за июнь, из заводов вышло 300 Харрикейнов и 100 Спитфайров. Но самым узким местом была острая нехватка подготовленных летчиков. Их можно было выпускать только по 78 в месяц, и, хотя количество школ в июне было увеличено с одной до четырех, результаты ожидались через несколько недель. 14 эскадрилий было выделено на охрану Юго-Восточной Англии (11 авиагруппа), 11 охраняли остальное побережье Южной Англии (10 авиагруппа), 2 эскадрильи были в оперативном резерве (12 авиагруппа). Остальную Британию охраняли 5 эскадрилий (13 авиагруппа). Каждая авиагруппа (АГ) разбивалась на сектора, с прикрепленными эскадрильями. Система радаров отправляла подученные данные в командный центр в Лондоне, оттуда данные поступали командованиям АГ, которые сами решали, какие сектора и эскадрильи должны встречать немецкие атаки.

Первые осторожные немецкие атаки начались 22 июня, по большей части по флоту Британии. Но настоящая воздушная битва началась 2 июля. За 20 минут до рассвета британские радарные станции доложили о приближении из Франции нескольких групп самолетов, что означало переход от стычек над морем к массивной атаке самой Британии. Преодолев на большой высоте зенитный огонь без особых потерь, 7 групп бомбардировщиков нанесли удар по аэродромам 11АГ, и еще одна – по аэродромам 10АГ. С высоты 1500 метров бомбардировщики нанесли удары, затем легли на обратный курс с набором высоты. В бою истребителей было потеряно 20 британских истребителей против 8 немецких. На 7 аэродромах были разрушены полностью или частично ВПП, повреждены самолеты и пункты управления. Сразу выяснились ограниченные возможности по ремонту ВПП, не хватало бульдозеров и персонала.

После первой атаки, к берегам Англии вышла вторая волна бомбардировщиков. Их целью была сеть радарных станций на юго-востоке английского берега. Радарные станции обнаружили атакующие группы, но возможности 11АГ с поврежденными аэродромами были очень ограничены. Были уничтожены три станции – в Вентноре, Поллинге и Бичи Хэд, ценой пяти бомбардировщиков.

Утренний штурм Англии был признан успешным. Вернувшись, немецкие самолеты стали готовиться к новым атакам экипажи обедали прямо у машин. Британское командование начало перебрасывать на место поврежденных радаров мобильные РЛС, но они имели меньший радиус действия, и на их прибытие требовалось несколько часов. Из 10АГ в распоряжение 11АГ были переброшены две эскадрильи.

Около 13-00 радарная сеть обнаружила третью волну бомбардировщиков, снова в зоне 11АГ. Снова под ударом оказались аэродромы 11АГ, повторно атакованы радары в Вентноре и Полинге, и уничтожен радар в Фореннесе. Было потеряно уже 20 бомбардировщиков, но налет все равно был успешным – продолжено разрушение радарной цепи, пунктов управления, парализовано восстановление ВПП. За час до заката были снова атакованы те же цели, при этом атаку встретило меньшее число истребителей, чем раньше. По итогу дня, были разрушены почти все аэродромы 11АГ, их восстановление было осложнено отсутствием техники и нежеланием гражданским рабочих рисковать жизнью. Пострадали системы связи и коммуникаций. Пришлось привлечь армейские части для восстановления аэродромов, на следующую ночь был запланирован ответный удар по немецким базам во Франции и в Бельгии (но без истребительного прикрытия), также было решено привлечь 12АГ для помощи 11АГ, также 12АГ начала патрулировать небо над Лондоном.

-2

Также решили не травмировать нежную психику широкой гражданской общественности грустными новостями, и сообщить, что были воздушные бои, в которых было сбито 50 немецких самолетов.

Всю ночь немцы проводили беспокоящие бомбежки аэродромов, не давая британским пилотам отоспаться. Утром 11АГ и другие АГ начали патрулирование, но немцы атаковали только ближе к полудню. Вместо одновременных вчерашних атак, немцы теперь начали чередовать атаки, рассчитывая, что после первых двух часов у британцев начнет заканчиваться горючее в баках. Расчет оправдался. Сначала британцы сбили 8 бомбардировщиков, но в конце затяжного налета истребители были вынуждены массово выходить из боя для дозаправки. Вечером затяжной налет был повторен. За день немцы потеряли 35 самолетов против 45 у британцев, но что важнее – продолжился коллапс британской ПВО в зоне 11АГ, и на юго-восточном побережье появились зоны, вообще не перекрытые радарами.

Но самой острой проблемой была гибель 25 пилотов и ранение 20 пилотов, при темпе их подготовке 38 человек в месяц, то есть за два дня был потерян месячный выпуск. Оставшиеся пилоты 11АГ стали страдать от недосыпания. Пришлось заменить 4 эскадрильи 11АГ на 4 из 10 и 12 АГ. В Лондоне и городах юго-востока начались первые признаки паники.

В ночь с 3 на 4 июля британская авиация нанесла ответный удар по немецким аэродромам во Франции и в Бельгии, но не причинила критический ущерб. Немцы ночью продолжали тревожить британские аэродромы.

Перед рассветом 4 июля началась новая крупная немецкая атака, после которой в зоне 11АГ вообще не осталось ни одного работоспособного аэродрома. Также 50 бомбардировщиков 5-го воздушного флота атаковали порт Халл в центральной Англии, оттянув на себя 12АГ и 13АГ. После второй атаки днем, и радарная сеть в зоне 11АГ вообще перестала существовать.

Ночью произошел обмен ударами, как и предыдущей ночью. Рейд британских бомбардировщиков не дал серьезного результата.

5 июля в 15-30 началась новая немецкая атака. Около 16-15 волна бомбардировщиков почти безнаказанно прошла через брешь в радарной сети, и направилась к Лондону. Центр города получил серьезные повреждения, погибло более 700 горожан, две бомбы попали в парламент.

Черчилль был вынужден подать в отставку. В 17-30 лорд Галифакс запросил посредничества Швеции и Швейцарии в заключении мира.

7 июля король и Черчилль отправились в Канаду. Галифакс тогда же в Берлине подписал перемирие. Британия, как и вишистская Франция, стала подконтрольным государством. Сам Черчилль печально заметил – «Никогда еще столь многие не были обязаны поражением столь немногим».

Как все было в реальной истории? Бомбардировки Англии начались только в августе, поэтому Британия получила бесценное время для восстановления и усиления ВВС. Существенно меньшие силы были в мае и июне отправлены на помощь Франции, и больше самолетов и пилотов осталось для обороны Британии. И наконец, вместо уничтожения радарной сети, германские ВВС активно бомбили морские порты и другие объекты, уничтожение которых никак прямо не ослабляло мощь британских ВВС.

На этом спасибо за внимание!