Найти тему
Первый темп

Два года без права быть своим

Итак, заседание исполнительного комитета Всероссийской федерации волейбола прошло на день раньше, чем объявлялось изначально. Собрались все первые лица: Шевченко, Ярёменко, Жуков, Шипулин. Был и старший тренер «Уралочки» Николай Васильевич Карполь, но не принимал участие в голосовании (видимо, как лицо заинтересованное).

Напомню, что рассматривался инцидент пятого матча финальной серии чемпионата российской женской волейбольной Суперлиги сезона 2021-2022 годов, когда во время тайм-аута в третьей партии главный тренер калининградского «Локомотива» Андрей Воронков произнёс фразу «Зачем ты ловишь эту обезьяну?», давая наставления центральной блокирующей команды Валерии Зайцевой. Это попало на камеры и в прямой эфир, и соперником «Локо» - «Уралочкой-НТМК» из Свердловской области - было расценено кпк прямое оскорбление и проявление расизма в отношении диагональной команды кубинки Аиламы Сесе Монталво (уже покинула клуб по истечении контракта).

Фото - ВК "Уралочка-НТМК".
Фото - ВК "Уралочка-НТМК".

Ранее дисциплинарная комиссия рекомендовала применить к Воронкову дисквалификацию на срок до двух лет, но окончательное решение было внесено на Исполком. Как теперь выясняется, сделано это было из-за широкого общественного резонанса (на случившиеся откликнулись многие известные люди, но главное – с требованием наказания выступил министр спорта Игорь Матыцин).

Что ж, «высокий ареопаг» оказался суров и беспощаден. Наказание на полную катушку: Андрей Геннадьевич Воронков дисквалифицирован на 2 года с момента нарушения безо всяких приставок «условно». Не имеет права участвовать, в частности, выводить команды на матчи, в официальных мероприятиях под эгидой ВФВ. Как позже пояснил генеральный секретарь ВФВ Ярёменко, никто не запрещает тренеру работать за границей, в детско-юношеском спорте или по линии Министерства спорта.

При всех противоречивых мнениях и призывах как жёстко наказать, так и отстать от специалиста, создаётся впечатление, что такого решения мало кто ожидал. Даже всезнающий спортивный комментатор Дмитрий Губерниев кричал, что будет лишь полгода «дисквала», то есть к следующему чемпионату Воронков «освободится». Всё оказалось не так просто.

Могут быть, конечно, сложные сценарии. Вдруг Воронков понадобился на другой работе и так его убрали из тренеров Суперлиги? Или сейчас решили вынести максимально суровое решение, а потом в ответ на апелляцию клуба смилостивиться и срок скостить? Уже сказано, что клуб может подать апелляцию (куда? видимо, в тот же Исполком), может, конечно, и в суд обратиться (в наш, CAS сразу скажет, что это внутреннее дело), но уверен, что у Федерации с юридической точки зрения и ссылкой на нормативные документы комар носу не подточит, а найти аргументы для смягчения наказания будет непросто.

У меня всё-таки возникает ощущение, поскольку решение принимали очень авторитетные в нашем волейболе люди, что Воронков поступил не по волейбольным «понятиям», и прикрывать его, заступаться за него никто не стал. Не принеся личных извинений, а пойдя на принцип, тренер противопоставил себя коллегам по цеху, и сразу стал для них чужим. Я не знаю какие там были взаимоотношения до этого, скорее всего, ровные рабочие, но теперь поводов поручаться не нашлось.

В нашем обществе испокон веков была сильна жажда справедливости. Мы каждый поворот чей-то судьбы оцениваем таким критерием, будто пытаясь создать целую систему справедливости в социуме – «а если его наказали, почему другим спустили» и пр. Но нет никакой системы, есть отдельные случаи, есть разовый контекст, есть единовременные обстоятельства. А что до «системности», достаточно помнить, что редко когда известным людям спускали их выходки (можно назвать хоть Стрельцова, где история очень мутная, хоть Мамаева с Кокориным, где всё достаточно очевидно).

В таких условиях или играешь по общим правилам, или становишься изгоем. Но Воронков однозначно стал ещё и заложником. Собственного клуба. Ей-богу, весь сыр-бор можно (и нужно) было ликвидировать в течение пары дней после инцидента. А не как сейчас транслируются слова наставника, что он сожалеет о случившемся. Не буду тут писать, что и как, по моему мнению, надо было сказать (это никому неинтересно), важен был момент, который упустили.

Из «Локомотива» доносится, что они в шоке от решения Исполкома. Так а к кому вопросы-то? Насколько грамотно их менеджмент сработал, перехватив перед плей-офф Яну Щербань и выиграв с ней чемпионство, настолько бездарно они себя повели в этой репутационной ситуации. И теперь именно клуб в лице давнего соратника Андрея Геннадьевича, генерального директора и президента областной федерации волейбола Александра Косырькова должен думать, как спасать карьеру тренера. Можно, конечно, дать ему по-тихому тренировать, но не выводить на матчи, но отсутствие оперативной работы негативно скажется на квалификации тренера и вряд ли его устроит. Кстати, а как насчёт версии, что тренер пострадал из-за несложившихся отношений своего гендира с кем-то? Впрочем таких гипотез можно настроить массу, но смысла в этом немного.

Зато имеет смысл сказать вот о чём. Решение вынесено, порицание объявлено, расизм (если он был) наказан, «злодей» изгнан. Вместе с этим на два года наш волейбол (причём и мужской, и женский) лишается квалифицированного тренера с духом победителя. Специалистов в волейболе у нас полно – полные трибуны, а вот людей, дающих результат (пусть не всегда, но регулярно) – раз два и обчёлся. И таких людей нужно задействовать максимально полезно. Очень хочется верить, что «высокий ареопаг», принимая решение, подумал и об этом тоже.