Найти в Дзене
script bro | сценаристы

3 способа, застать врасплох персонажей, чтобы улучшить вашу историю

Оглавление

Один из самых сильных сценарных инструментов, которым сценаристы могут развлекать зрителя (и самих себя, если уж на то пошло), - это способность удивлять.

Удивление - это неожиданное, но органичное раскрытие информации о персонаже или поворот сюжета.

Зачастую, авторам рекомендуется придерживаться определённой степени последовательности в своих историях, чтобы аудитория оставалась вовлечённой.

Поэтому сюрпризы для зрителя не должны быть совершенно неожиданными и взятыми из воздуха. Они должны быть скорее невероятными, чем невозможными.

Небольшое допущение применимо, но резкий ход событий может заставить вашего читателя задуматься, и не в самом хорошем смысле.

Удивление должно быть органичным, но не совсем очевидным. Такой подход скорее заинтересует аудиторию, чем собьёт с толку. Ничто так не нервирует читателя, как то, что он запутывается и теряется в сценарии.

Удивление можно разделить на два основных лагеря: персонаж и сюжет.

Сюжетные - хитрая штука, потому что неопытные (а иногда и опытные) сценаристы добавляют их, потому что они хорошо смотрятся, а не улучшают сюжет.

Неожиданности для персонажей, как правило, приносят больше удовлетворения, потому что они добавляют глубины всей истории.

Персонаж должен управлять сюжетом, а не быть персонажем, который идёт на поводу у сюжета. Такими же должны быть и неожиданности.

Давайте рассмотрим три типа неожиданностей:

1) Раскрытие секретов

Актеров всё больше привлекают роли, в которых они могут быть более чем одним персонажем в одном герое – святым и грешником, хорошим и плохим, героем и злодеем, а не просто кем-то одним. Это двоичное разделение говорит о тёмной стороне персонажей с точки зрения того, на что они способны.

Такие противоречия не дают сценаристам абсолютного права создавать персонажей, полных противоположных черт, потому читатель никогда не сможет полностью подключиться к ним.

Самый эффективный способ решить эту проблему - наделить персонажа базовым набором черт, а затем раскрыть скрытые черты по мере развития сюжета.

Представьте себе генерального директора, который является преданным семьянином, справедливо относится к своим сотрудникам, хорошо им платит, жертвует на достойные цели, работает волонтёром в местном приюте для животных и считается опорой своего сообщества.

По мере развития сюжета раскрываются секреты и на карту ставится репутация героя. Может быть кто-то обнаруживает старую газетную статью в архивах библиотеки, компрометирующую фотографию или связывается с отставным журналистом, который бросает тень на так называемый безупречный характер генерального директора.

У генерального директора внезапно появляется прошлое, которое сразу же вызывает вопросы о том, правдивы ли обвинения и действительно ли они способны на то, в чём их подозревают.

Подумайте, как может развиваться такая история. В зависимости от правдивости этих откровений генеральный директор будет действовать соответствующим образом и, надеюсь, даже удивит нас.

Как только аудитория чётко считает контекст истории, они поймут, что генеральный директор будет находиться в режиме самосохранения, основываясь на том, как сформировался их образ. Они могут попытаться дискредитировать угрозу, опровергнуть утверждения или воспрепятствовать доступу к жизненно важным доказательствам. Вряд ли здесь возможны большие сюрпризы.

Опытный писатель раздвинет границы персонажа с точки зрения серьёзности тайны и последующей реакции. Что, если у генерального директора был роман, о котором узнал местный журналист?

Травля или взятка, чтобы заставить их замолчать, могут стать первым пунктом их действий. Но что, если генеральный директор похитил ребёнка или даже расправился с ним?

Теперь зрители, застывают в удивлении от степени темноты персонажа. На что ещё они способны? Где найти какие-то подсказки, которые мы должны были заметить?

-2

В качестве альтернативы и обратного эффекта сценаристы могут использовать этот приём, чтобы проиллюстрировать луч света в темноте персонажа.

Представьте себе закоренелого убийцу, который находится в камере смертников, помогая надзирателю, который мучил их, выбраться из опасной для жизни ситуации. Почему они могут так себя вести?

Возможно, они размышляли о своём преступлении, видели человечность надзирателя или нормальное отношение к себе. Даже если они унесут свои рассуждения в могилу, зрителям будет, что обсудить в этом персонаже.

2) Тревожная кнопка

Эта категория основана на парадигме действия-реакции. Подобные сюрпризы часто случаются из-за того, что план пошёл не так (например, неудачное ограбление банка) или герой оказался не в том месте и не в то время.

Представьте себе группу студентов колледжа, которые возвращаются домой с вечеринки на машине, слегка пьяные, и они случайно кого-то сбивают. Никто не знает, что делать. Этот сценарий позволяет разыграть многие аспекты каждого персонажа.

Один впадает в панику, другой звонит в 911, третий применяет свои знания о первой помощи, чтобы помочь жертве. Тикающие часы и принятие судьбоносных решений под давлением многое раскрывают о каждом персонаже.

Если они едут по проселочной дороге без камер и дорожного патруля. Значит, не будет никаких свидетелей. Они могут тщательно вымыть свою машину и продолжить движение.

Что, если логичный, уравновешенный студент, который всё делает по правилам, решит, что ему следует продолжать вести машину, и заставит остальных заключить договор о том, что они никогда больше не упоминают об этом инциденте?

Жертва, скорее всего, умрёт без медицинской помощи и будет съедена дикими животными. НИКАКИХ доказательств. Никакого преступления. Ещё более экстремально, что, если этот студент закопает жертву?

Попробуйте придумать такую ситуацию, где персонаж будет застигнут врасплох и ему нужно будет принять решение под давлением обстоятельств.

3) Персонаж сбился с пути

Представьте себе активистов-идеалистов, которые полны решимости оставить свой след в мире и исправить все ошибки.

Люди у власти гарантируют, что им помешают, потому что перемены слишком разрушительны, а мир не готов к их плану. Но идеалисты упорствуют, потому что они требуют лучшего мира, который принесёт пользу всем.

Они почти не добиваются прогресса, если вообще добиваются его. Давайте возьмём в качестве примера климатических активистов.

-3

Уставшие и подавленные отсутствием прогресса в осуществлении изменений, они прибегают к аморальным и, возможно, незаконным средствам, чтобы их послание было услышано, потому что от этого зависит будущее человечества, но по-прежнему не происходит никаких изменений.

Затем активисты впадают в уныние, начинают брать взятки и смягчают свою позицию. Что, если они участвуют в сомнительных мероприятиях по сбору средств, таких как приём пожертвований от преступников?

Это понятный поворот в изменении их поведения. Что, если их реакция была ещё более экстремальной, и они саботировали инфраструктуру ископаемого топлива или похищали или даже убивали некоторых крупных деятелей отрасли, пока требования не были выполнены?

Это трагические черты, которые проявились у персонажей, особенно если активисты не осознают, что становятся тем, против чего они боролись.

Такие изменения обычно происходят постепенно, поскольку герои заключают фаустовскую сделку о том, что средства оправдывают цель.

Удивите нас и своих персонажей! Сделайте вашу историю ярче!

by creativescreenwriting

Автор перевода: Сергей Литвинов.

Переведено в образовательных целях.

Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.

Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.