15 февраля 2022 года исполнилось 85 лет со дня рождения Льва Ивановича Перевалова (1937-2020) – выдающегося тагильского графика и живописца, Заслуженного художника России, члена Союза художников России, с 1998 года – профессора живописи и композиции.
Лев Перевалов родился в городе Камышлове Свердловской области. После окончания семилетней школы поступил в Нижнетагильское художественное училище, которое окончил в 1957 году. С 1957 по 1963 гг. обучался в Харьковском государственном художественном институте по специальности «Графика», получил квалификацию «художник-график». В 1963 году Лев Перевалов вернулся в Нижний Тагил и был принят на работу в должности старшего преподавателя кафедры изобразительного искусства Нижнетагильского государственного педагогического института. Вел большую просветительскую работу, выступая с лекциями и беседами перед жителями города, учащимися художественных школ и студентами Уральского училища прикладного искусства. С 1992 года Лев Перевалов жил в Перми, работал в Уральском филиале Российской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, почти с нуля создал кафедру живописи, воспитал собственную школу учеников. Сейчас его выпускники работают в разных городах России, многие стали членами Союза художников России, активно участвуют во всероссийских и международных выставках, преподают.
С 1957 года - участник всесоюзных, республиканских, зональных, областных и городских выставок. Неоднократно представлял свое творчество на персональных выставках в Нижнем Тагиле, Свердловске, Перми.
Его работы находятся в коллекциях Нижнетагильского Музея изобразительных искусств, Ирбитского ГМИИ, Пермской Государственной художественной галереи, Пермского краеведческого музея, Краснокамской картинной галереи и др.
Выставка «Под знаком Льва», представлена, в основном, портретами, в которых в наибольшей степени проявился интерес Перевалова к истории Урала, жизни его талантливых людей. В фокусе внимания мастера – исторические персонажи и современники: промышленники, меценаты, уральские художники, поэты, писатели, музыканты. Как скромно говорил художник, все его работы – это «версии», варианты видения российских культурных и исторических деятелей, где главное – передать не внешнее сходство, а уловить суть, характер, мысли и чаяния персонажа.
Среди них выделяются портреты пароходчика Николая Мешкова, театрального и художественного деятеля Сергея Дягилева, поэта Бориса Пастернака, писателя Алексея Иванова, дирижера Теодора Курентзиса, которые отличаются глубоким психологизмом и внутренним напряжением. В портрете заводчика Демидова перед нами сильная, властная натура человека несгибаемой воли.
Или, например, Алексей Решетов. К портрету Решетова Льва Ивановича вдохновила поэзия:
О белый лист! Как белое чело
Как белые больничные постели
Как белый снег, что рухнул тяжело
От выстрела на Пушкинской дуэли
Перевалов говорил, что старался написать его так, чтобы зазвучал живой голос поэта: «Я его все прочитал, все его произведения. Это очень важно - найти метафору, сравнение какое-то образное. И чтоб оно изобразительно было. Художник должен набить не только руку, но и голову», - шутил Лев Перевалов. «Наполнить и обогатить свой ум и сердце - задача на всю жизнь».
К исторической теме можно отнести и тему войны, задевшей и судьбу Перевалова: семья Льва Ивановича в 1943 году осталась без кормильца, матери пришлось одной поднимать троих сыновей. Великой Отечественной посвящен один из самых больших циклов работ художника. Возможно, поэтому художника привлек образ писателя Виктора Астафьева – первого кто написал о войне правду.
Л. Перевалову всегда везло на умных, интересных, творческих людей. Встреча с прозаиком Ю. Казаковым оказалась решающей в формировании Перевалова как «романтика реализма». Отличительной особенностью романтического реализма является его ярко выраженный национальный характер: в живописи романтического реализма воплотились эмоциональность и отзывчивость, открытость и восприимчивость, любовь к Родине и стремление к совершенству, присущие русскому народу как исторической общности людей, живущих в России многие сотни лет.
Как о романтике реализма, о художнике говорят его уральские пейзажи, написанные маслом или масляной темперой – легкие, пластичные, с плотным, выразительным колоритом, овеянные теплой, лирической интонацией. Они передают свежесть индивидуального видения природы, особенность живописного почерка незаурядного мастера.
В экспозиции представлены 33 живописные работы художника.
Цитаты мастера:
· Помочь художнику не может никто, потому что в творчестве человек всегда одинок. Нужно иметь мужество и силу воли, чтобы только начать. Нужно терпеть и работать, чтобы твой талант постоянно прорезался. Настоящий художник может и должен работать по много часов почти ежедневно. Необязательно кистью. Для любого специалиста и творца главное всё-таки голова.
· Творческий процесс похож на подъем в гору, когда кажется – достиг вершины: устал, изнемогаешь, но с нее открываются такие дали и обширный горизонт. Лицезрея огромный мир, понимаешь, что ты завершил только очередной этап, иногда – маленький этапик, просто шажок».
Людмила Петровна Перевалова, искусствовед, доцент кафедры декоративно-прикладного искусства Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова