Найти в Дзене

ЧТЕНИЕ В СТИЛЕ СКАНДИ

28 мая родился один из самых почитаемых шведских художников и один из создателей – да-да! – скандинавского интерьерного стиля Карл Улоф Ларссон (Carl Olof Larsson, 1853–1919). Основная тема его творчества – размеренная повседневная жизнь большой дружной семьи, в которой было восемь детей. Более 90% работ – акварели с натуры: будни и праздники, работа и учёба, труд и отдых. А чтение – как непременная и неотменимая часть бытия.

Законное место Карин (портрет жены художника), 1904
Законное место Карин (портрет жены художника), 1904

Как и у читателей, так и у книг в доме Ларссонов было определённое, именно им предназначенное место. И оно требовало особой визуальной фиксации. Это мог быть призывно манящий столик в столовой, которую художник называл «волшебной» комнатой и «храмом Праздности».

Уютный уголок, 1894
Уютный уголок, 1894

1904 году в столовой были установлены электрические лампы с красными бумажными экранами в форме цветов кактуса. Электрифицированная комната стала самым удобным местом для чтения. Яркий свет струится на раскрытую на столе книгу, которая стала смысловым центром многих портретов кисти Ларссона, точкой притяжения взгляда.

Моя старшая дочь Сюзанна, 1904
Моя старшая дочь Сюзанна, 1904

Обратите особое внимание на стройные ряды узких полок по периметру спальни – необычное по тем временам размещение томов. Притом эргономичное, компактное, досконально продуманное. Ларссоны отказались от тяжеловесной и маловместительной мебели, заменив её функциональным и часто самостоятельно придуманными конструкциями.

Комната отца, 1894
Комната отца, 1894

Акварельные серии издавались в виде книг – «Дом», «Ларссоны», «Спадарфвет, наше место в стране» – и имели оглушительный успех по всей Европе. Так семейный очаг стал модным брендом, а дизайн интерьеров – примером для подражания. Однако путь к славе был долог и труден, детство художника прошло в большой нужде. Талант 13-летнего Карла заметил его учитель в школе для бедняков, посоветовал поступать в школу при шведской Королевской академии искусств – и юному дарованию улыбнулась удача.

Школьница в интерьере, 1910
Школьница в интерьере, 1910

Настоящая слава пришла после 1888 года, когда родители жены Ларссона подарили молодым супругам маленький уютный домик «Лилла Хюттнес» (Little Hyttnäs) в окрестностях Сундборна, к северу от Стокгольма. Семья переехала туда вместе со своей постоянно пополняемой библиотекой.

Домашняя библиотека, 1912
Домашняя библиотека, 1912

Ларссон живописует чтение учебное - «по указке» и досуговое - «для души». Вот ребятишки корпят над домашними заданиями, так и норовя посчитать за окном ворон или скорчить смешную гримаску. Но неспроста в названиях картин фигурирует слово «обязанности»: привычку к работе с книгой Ларссоны прививали детям с раннего возраста.

Обязательное чтение, 1900
Обязательное чтение, 1900
Обязанности, 1898
Обязанности, 1898
Первый урок, 1903
Первый урок, 1903

А вот мать большого семейства, оставив рукоделие, читает на пару с младшим сыном Эсбьерном воскресным солнечным деньком в уединённой юго-восточной части дома. Оба сосредоточенно уткнулись каждый в свою книжку. Кажется, что они находятся не только в уютном окружении зеленью, но и в коконе увлекательного сюжета.

Каникулярное чтение, 1916
Каникулярное чтение, 1916

Дети часто уединялись в укромных уголках комнат, захваченные очередным повествованием. Такие камерные портреты составляют уникальную летопись становления и взросления читателей одной большой семьи.

Лисбет за чтением, 1904
Лисбет за чтением, 1904
Эсбьорн в уголке кабинета, 1912
Эсбьорн в уголке кабинета, 1912
Анна-Йоханна, 1913
Анна-Йоханна, 1913

На склоне лет Ларссон был не лишен лёгкой эксцентричности, что отразилось в броских деталях автопортрета. Громадный фолиант словно нанизан на экзотическую шпагу и опирается на ступни обнажённой статуи. Каждый художник волен по-своему восславить книгу.

Автопортрет в новой мастерской, 1912
Автопортрет в новой мастерской, 1912

Опередив своё время, Карл и Карин сформировали понятие, которое сейчас обобщённо именуют «сканди»: свет и воздух, простые цвета, лаконичные линии интерьеров. А книги – для чтения, а не для декора. Это был разительный контраст с тёмным и перегруженным деталями викторианским стилем респектабельных домов той же эпохи, где книги часто были лишь муляжами-фальшбуками. Сейчас «Лилла Хюттнес» принадлежит потомкам Карла и Карин и открыт для посетителей с мая по октябрь.

Когда дети легли спать, 1895
Когда дети легли спать, 1895