28 мая родился один из самых почитаемых шведских художников и один из создателей – да-да! – скандинавского интерьерного стиля Карл Улоф Ларссон (Carl Olof Larsson, 1853–1919). Основная тема его творчества – размеренная повседневная жизнь большой дружной семьи, в которой было восемь детей. Более 90% работ – акварели с натуры: будни и праздники, работа и учёба, труд и отдых. А чтение – как непременная и неотменимая часть бытия.
Как и у читателей, так и у книг в доме Ларссонов было определённое, именно им предназначенное место. И оно требовало особой визуальной фиксации. Это мог быть призывно манящий столик в столовой, которую художник называл «волшебной» комнатой и «храмом Праздности».
1904 году в столовой были установлены электрические лампы с красными бумажными экранами в форме цветов кактуса. Электрифицированная комната стала самым удобным местом для чтения. Яркий свет струится на раскрытую на столе книгу, которая стала смысловым центром многих портретов кисти Ларссона, точкой притяжения взгляда.
Обратите особое внимание на стройные ряды узких полок по периметру спальни – необычное по тем временам размещение томов. Притом эргономичное, компактное, досконально продуманное. Ларссоны отказались от тяжеловесной и маловместительной мебели, заменив её функциональным и часто самостоятельно придуманными конструкциями.
Акварельные серии издавались в виде книг – «Дом», «Ларссоны», «Спадарфвет, наше место в стране» – и имели оглушительный успех по всей Европе. Так семейный очаг стал модным брендом, а дизайн интерьеров – примером для подражания. Однако путь к славе был долог и труден, детство художника прошло в большой нужде. Талант 13-летнего Карла заметил его учитель в школе для бедняков, посоветовал поступать в школу при шведской Королевской академии искусств – и юному дарованию улыбнулась удача.
Настоящая слава пришла после 1888 года, когда родители жены Ларссона подарили молодым супругам маленький уютный домик «Лилла Хюттнес» (Little Hyttnäs) в окрестностях Сундборна, к северу от Стокгольма. Семья переехала туда вместе со своей постоянно пополняемой библиотекой.
Ларссон живописует чтение учебное - «по указке» и досуговое - «для души». Вот ребятишки корпят над домашними заданиями, так и норовя посчитать за окном ворон или скорчить смешную гримаску. Но неспроста в названиях картин фигурирует слово «обязанности»: привычку к работе с книгой Ларссоны прививали детям с раннего возраста.
А вот мать большого семейства, оставив рукоделие, читает на пару с младшим сыном Эсбьерном воскресным солнечным деньком в уединённой юго-восточной части дома. Оба сосредоточенно уткнулись каждый в свою книжку. Кажется, что они находятся не только в уютном окружении зеленью, но и в коконе увлекательного сюжета.
Дети часто уединялись в укромных уголках комнат, захваченные очередным повествованием. Такие камерные портреты составляют уникальную летопись становления и взросления читателей одной большой семьи.
На склоне лет Ларссон был не лишен лёгкой эксцентричности, что отразилось в броских деталях автопортрета. Громадный фолиант словно нанизан на экзотическую шпагу и опирается на ступни обнажённой статуи. Каждый художник волен по-своему восславить книгу.
Опередив своё время, Карл и Карин сформировали понятие, которое сейчас обобщённо именуют «сканди»: свет и воздух, простые цвета, лаконичные линии интерьеров. А книги – для чтения, а не для декора. Это был разительный контраст с тёмным и перегруженным деталями викторианским стилем респектабельных домов той же эпохи, где книги часто были лишь муляжами-фальшбуками. Сейчас «Лилла Хюттнес» принадлежит потомкам Карла и Карин и открыт для посетителей с мая по октябрь.