Урок: мир природы и человека
Тема: признаки зимы
Цель: закрепление умений различать и называть признаки зимы
Задачи:
- закрепить представление о признаках зимы, о сезонных изменениях в природе;
- формировать и развивать планирующую функцию речи, устную связную речь путём ответов на вопросы, многократного повторения;
- воспитывать мотивацию к учебной деятельности, устойчивый познавательный интерес к предмету, нравственные качества
Ход урока
Организационный момент
Составление разрезных картинок из серии «Зима. Зимние пейзажи»
Учитель читает отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима»:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится…
-Выберете картинку. Подходящую к этому отрывку из стихотворения, и сравните её с другими картинками, где нарисована зима.
Актуализация знаний.
Работа по картинкам. Вводная беседа
– Посмотрите, ребята, в окно. Какое сейчас время года?
- Как вы догадались?
- Выберете только те картинки, которые соответствуют времени года зима. Почему вы отобрали именно данные картинки?
- Какое небо изображено на картинке, светит ли солнце?
- Чем покрыта земля?
- Во что одеты люди?
- Что вы знаете о птицах и животных зимой?
Работа по теме урока.
Задание на внимательность.
– Сейчас я прочитаю вам текст и варианты ответов, а вы выберите правильный ответ, опираясь на картинку с изображением зимы.
* Зимой…(холодно, тепло). Небо покрыто…(тучами, нет туч). Солнце светит, но оно…(тёплое, холодное). Часто идет …(снег, дождь). Деревья стоят…(голые, покрыты листьями). Земля покрыта …(травой, снегом). Речка покрыта…(тиной, льдом). Дети катаются …(на лодке, санках).
- Молодцы, ребята, вы хорошо усвоили тему прошлого урока.
Физкультминутка
Мы слепили снежный ком
Ушки сделали потом.
И как раз вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Кролик вышел как живой
Он с хвостом и с головой.
За усы не тяни – из соломинки они.
Длинные. Блестящие, точно настоящие.
Игра «Придумай слово!»
Сейчас я буду называть слова-предметы (мороз, холод, ветер, снег, лед), а вы постарайтесь образовать от них новые слова – прилагательные, например мороз – морозный…(после каждого слова задавать опорный вопрос – какой?) А что может быть морозным, снежным и т.д. Ученики должны подобрать существительное (день, воздух…).
Термины существительное, прилагательное не даются обучающимся 1 класса.
Закрепление.
Составление рассказа
- А давайте попробуем вместе составить один общий рассказ.
Дети, глядя на картинку, вспоминают свои словосочетания и составляется коллективный рассказ из высказываний каждого ученика.
* Зимнее утро. Морозный воздух. Солнечный день. Снежная вьюга.Лыжная прогулка. Весёлые дети. Заснеженный лес.
Если останется время – можно по рядам составить рассказ по разным картинкам. Например: дети лепят снеговика, дети наряжают во дворе ёлку, дети катаются на коньках (по выбору учителя).
Итог урока. Рефлексия
- Что вы уже знали о времени года зима?
-Что нового узнали?
-Какие задания понравились на уроке?
-А какие задания вызвали затруднения?