Найти в Дзене
Загадки истории

Как отзывались немцы о смелом советском летчике

Оглавление

Речь идет об Якове Ивановиче Антонове – советском майоре авиации, который, согласно официальным данным, ушел из жизни в 1942 году. Погиб в бою. Но есть и другие версии.

Например, о том, что Антонов бежал из гитлеровского плена и дожил до старости.

С этим Героем Советского Союза темная история. Всё потому, что точной информации нет.

Есть только неоднозначное фото, на котором Яков Иванович изображен в немецком плену. Неоднозначное – потому что лётчик, сбитый под Моздоком, выглядит очень даже неплохо. Но одна деталь смущает: ордена и медали перепутаны местами. Не так они должны располагаться.

В этой статье я хочу остановиться подробнее на воспоминаниях об Антонове немецкого аса Гюнтера Ралля. Он очень интересно написал о советском Герое в своем произведении «Моя лётная книжка». Стоит ознакомиться полностью. А напишу про отдельные моменты.

Кто автор?

Вопрос касается не книги. Понятно, что её написал Гюнтер Ралль. Благо, что материала у него хватало. Он был врагом для СССР. Никого и в мыслях нет реабилитировать. Но это был сильный и опасный враг, который действительно много поведал на войне.

В общем, мысль такова: с уважением относимся к противнику, не забывая о том, что нацизм – самая настоящая чума 20-го века. И 21-го, к сожалению, тоже.

Вопрос в том, кто же всё-таки сбил Якова Ивановича Антонова под Моздоком?

Считается, что это сделал другой немецкий ас, которого звали Гордоном Голлобом.

Но интересно, что Гюнтер Ралль в книги «Моя летная книжка» пишет, будто это сделал он. Приписал победу? Всё возможно. Сложно что-то по этому поводу пояснить. Война – это дело такое. Вести огонь могли оба. Как Ралль, так и Голлоб. Кто попал – на этот вопрос не сможет ответить ни один историк. Хотя многие пытаются об этом писать. Совет: не стоит воспринимать чье-то субъективное мнение в качестве абсолютной истины. Особенно, если речь идет об истории.

В книге Гюнтера

Ралль очень красиво описывает эпизод, где немцы берут в плен Антонова. Самолет подбит. Летчик прыгает с парашютом, получает резаную рану – царапину, в сущности, которая кровоточит у него на лбу. Вокруг поля подсолнечника. Советский летчик приземляется между желтых цветков. К нему бегут немцы. Кино можно снимать.

-2

А Гюнтер продолжает рассказывать о том, как молодой, но опытный советский летчик никого к себе не подпускает, стреляет из пистолета, немецкие солдаты уклоняются от пуль. И вот! Настал момент: патроны у русского заканчиваются, он дает себя пленить.

Ралль в этом эпизоде показывает себя в роле «поэта», «певца». «ценителя прекрасного». Вообще, вся его книга полна самолюбования. С одной стороны, довольно заслуженного. Ведь Гюнтер был умелым летчиком. С другой, некоторые вещи, очевидно, написаны им не для того, чтобы рассказать историю, а чтобы подчеркнуть лишний раз свои сильные стороны. Действительно, «лишний раз».

В плену

Ралль отзывается в своей книге об Антонове положительно. Хвалит как внешность летчика (светлые волосы, откинутые назад, карие глаза), так внутренние качества, например, чувство собственного достоинства.

И тут гитлеровцу нельзя верить до конца. Вероятнее всего, учитывая, в том числе, странности с фото, с Антоновым не так уж хорошо обходились в плену, когда объектив фотоаппарата не был наведен на летчика.

В одном с Раллем можно согласиться – это в том, как он описывает проблему военной пропаганды.

-3

В труде «Моя летная книжка» Гюнтер указывает, что советский капитан (Антонов был майором) умен, держится с достоинством и не похож на варвара, о которых рассказывает немецкая пропаганда.

Гюнтер очень четко обозначает этот замкнутый круг: пропаганда – ненависть к врагу – ненависть со стороны врага – новая пропаганда.

Но, как всегда, есть один нюанс. Ралль как бы сожалел, что из-за пропаганды происходят глобальные конфликты. Я не думаю, что немецкий офицер не понимал: в СССР живут не дикари, а образованные люди. Культурные. Красивые. И так далее.

Пропаганда работает в отношении варваров. Но, очевидно, что немецкий ас отдавал себе отчет в том, что он делает. И жестокость со стороны таких, как он, была не результатом пропаганды.

К сожалению, Яков Иванович Антонов не смог поделиться своей версией тех событий. Хоть и Ралль писал, что летчик сбежал из плена и выжил, скорее всего, Антонова ликвидировали при попытке к бегству.