Тема приемного родительства окутана множеством мифов, многие из которых осложняют жизнь детям из детских домов, приемным семьям и фондам, стремящимся помочь им в этом непростом деле. ВЦИОМ совместно с фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам» провели исследование на тему восприятия россиянами приемного родительства. О том, как в России меняется отношение к приемным детям и какие стереотипы сегодня преобладают в обществе, — в комментарии Елены Альшанской, руководителя фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам».
Для нас очень важно было увидеть, что отношение россиян к детям из приемных семей и из детских домов изменилось в лучшую сторону. Мы действительно видим прогресс за последние несколько лет. Ушел еще недавно бытовавший стереотип: дети из детских домов обязательно являются носителями плохой наследственности, и это очень отрадно видеть. Но при этом мы видим и то, что у нас все еще есть слабые места: зоны, где необходимо работать, чтобы не возникало сложностей с принятием ребенка в семье и с принятием ребенка из приемной семьи в обществе.
Представление о том, что ребенок обязан быть благодарен приемному родителю, не только не соответствует действительности, но и может представлять некоторую опасность, потому что подобные ожидания от детей повышают риски конфликтов в семье и непринятия обществом детей из приемных семей. Ребенок пережил тяжелую, травмирующую ситуацию: оказался в детском доме, потерял свою семью — и ему говорят: теперь эти взрослые, совершенно незнакомые тебе, чужие люди — твоя семья. Конечно, он испытывает в такой ситуации в первую очередь страх, тревогу, ощущение неопределенности — но не чувство благодарности. То, что взрослые должны растить детей, — это наша биологическая и социальная обязанность. Когда мы что-то отдаем ребенку, мы делаем это не для того, чтобы он сказал спасибо или заботился о нас в старости, а для того, чтобы он передал это своим детям — таков закон человеческого общества. И если мы хорошо вырастим ребенка, то есть надежда, что он хорошо вырастит своих детей. Ожидание благодарности — ложная идея, и я надеюсь, что представление об этом в нашем обществе тоже постепенно изменится.
Есть нюанс в исследовании, который меня поразил: представление о том, что ребенок с инвалидностью должен расти скорее в детском доме, а не в семье, преобладает у тех, кто является аудиторией наших телевизионных программ. Это заставляет задуматься: что же такого делает наш телевизор с людьми, что у них возникают такие представления. Конечно, необходимо менять повестку, сам подход к передаче информации. Потому что дети с инвалидностью точно так же — а иногда и в большей степени — нуждаются в том, чтобы жить в семье. И такой разброс мнений сигнализирует, что что-то не так с подачей информации для телевизионной аудитории. Надеюсь, люди сделают для себя выводы по результатам этого опроса.
Мы очень рады, что получили возможность посмотреть, как наши граждане воспринимают детей из детских домов, живущих в приемных семьях. Это дает возможность увидеть и то, как мы работаем с семьями и подаем информацию.