#первая мировая война #броненосный крейсер #крейсер #катастрофы на море
Под финал девятнадцатого века Британская Империя была вынуждена внимательно приглядывать за своими европейскими конкурентами. Франция, Россия, а потом и объединившаяся Германия постоянно ставили под угрозу безраздельное господство Англии в морях и океанах. Зависимость Британии от поставок из колоний вынуждала ее содержать немалый флот, в котором особое внимание уделялось крейсерам, способным помимо службы при эскадре разведчиками, применяться еще и как защитники торговли. В 1898 году лучезарный и слегка заносчивый французский инженерный гений порождает проект океанского броненосного крейсера "Монкальм", Германия и Россия также активно строят свои истребители торговли, но по утверждениям источников британские крейсера типа "Кресси" были все же ответом именно на французское творение.
Те времена были для британского флота благодатными, он мог заказывать корабли сериями и не особо сокрушаться в случае не совсем удачно получившихся образцов, всегда был шанс все исправить. Предшественником типа "Кресси" был тип "Диадем", который в свою очередь являлся уменьшенной бюджетной версией типа "Пауэрфул", от которого "Кресси" унаследовал схему вооружения, оба его предка были бронепалубными и не очень нравились командованию флота своей невысокой живучестью в эскадренном бою. Своим появлением, как родоначальника нового поколения броненосных крейсеров, "Кресси" был обязан достижениям немецкой фирмы Круппа, явившей миру способ получения брони способной выдерживать попадания снарядов 152 миллиметра при весьма низком весе, против ранее существовавших образцов. Позаимствовав технологию производства брони британцы взяли проект крейсера типа "Диадем", чуть удлинили и чуть расширили его корпус, чем прирастили водоизмещение, вместо пар носовых и кормовых орудий поставили одноствольные башенные установки с орудием калибром в 234 миллиметра, ну и самое главное, опоясали крейсер броневым поясом длиной семьдесят метров, высотой четыре с половиной метра. Толщина пояса в центральной части равнялась 152 миллиметрам, а в носовой и кормовой оконечностях замыкалась траверзами в 127 миллиметров. Внешнее сходство с предшественником на больших дистанциях было практически полным, силуэты крейсеров были просто дьявольски похожи, что не удивительно учитывая их прямое родство. По неписанным канонам новый тип кораблей обозначают именем головного корабля, который заложен первым, на воду спущен первым и в строй вступает первым, с новыми броненосными крейсерами вышел казус. Первым был заложен "Сатледж" - 15 августа 1898 года, он же был первым спущен на воду - 11 ноября 1899 года, "Кресси" был вторым, закладка 12 октября 1898, спуск на воду 4 декабря 1899. Но во время достройки у "Сатледж" вышла заминка и "Кресси" обогнал его будучи введенным в строй 28 мая 1901 года, "Сатледж" в строй вошел только 6 мая 1902 года. Всего было построено шесть крейсеров типа "Кресси", как и все крупные боевые корабли построенные в самом конце 19 и первой пятилетке 20 века, они устарели враз после 3 октября 1906, когда в строй флота Британии вошел линейный корабль нового типа "Дредноут". Отодвинутые на второй план крейсера типа "Кресси" все же еще имели значительную боевую ценность, а потому их на слом не отправили. В Первой мировой войне из пяти крейсеров этого типа сформировали седьмую эскадру крейсеров основным занятием которой стало патрулирование вблизи Британских островов. Данная эскадра получила нелестное наименование "Эскадра живой приманки", в виду экипажей из резервистов, низкой скорости и морального устаревания. Эскадра эта вошла в историю своим эпическим разгромом, который она претерпела от одной германской подводной лодки U-9. Это было рутинное патрулирование между британскими минными полями, одним у устья Темзы, другим у голландского побережья, крейсера тащились неспешным ходом в десять узлов. Ранним утром 22 сентября 1914 года, примерно в 06:25 взрыв потряс "Абукир", на нем посчитали, что налетели на мину и возможно даже свою, два остальных крейсера "соединения С", "Хог" и "Кресси" посчитали также. Впрочем командир "Абукира" быстро понял, что скорее всего это не мина, а торпеда и где то рядом затаилась вражеская подводная лодка, он поднял сигнал запрещая подходить к гибнущему крейсеру, но командир "Хога" этот сигнал игнорировал. Зайдя с противоположного от поврежденного борта "Абукира", "Хог" застопорил ход и спустил шлюпки для спасения экипажа гибнущего собрата, а U-9 не будь дурой, взяла и обошла погибающий корабль и выпустила торпеду в спасателя. Теперь тонули уже два крейсера. Оставшийся в одиночестве "Кресси" увеличил ход смог обнаружить перископ и открыл по нему огонь, его экипаж посчитал что лодке конец, но это было не так, две торпеды с разных бортов и "Кресси" отправился вслед за собратьями на дно.
В строю оставалось три крейсера типа "Кресси", стоит отметить, что "Сатледж", помимо задержки при достройке имел отличную от всех своих собратьев судьбу, сразу после ввода в строй его направили в так называемую "Эскадру канала", где он заменил головной корабль предшествующего типа "Диадему". Затем с 1905 до мая 1906 года "Сатледж" ушел на Китайскую станцию, правда применялся он там как учебный корабль. В два первых года войны его использовали для прикрытия конвоев у французского побережья в составе 9-ой крейсерской бригады. Его собратья "Башанти" и "Юриалес" отличаются в Дарданенльской операции, а затем спокойно служат до конца войны. По окончании войны крейсера типа "Кресси" имели уже сомнительную ценность и потому не удивительно, что "Башанти" и "Юриалес" отправились на разборку в 1920, а вот "Сатледж" опять выделился, на разборку он отправился 15 августа 1924 года.
Крейсера типа "Кресси" были одним из звеньев в цепочке развития британских крейсеров, но из-за "Дредноута" они устарели еще до начала мировой войны, а потому в эпичных сражениях не участвовали, с французскими крейсерами типа "Монкальм" они силами так и не померились. Сдается если бы не случай с скоропостижной гибелью троих из них от одной подводной лодки они бы вряд ли бы удостоились проявляемого к ним ныне внимания.