Найти тему
Такое поведение

Истерика у ребёнка. Что делать? Шпаргалка для взрослых

Оглавление

На детских истериках я, кажется, съела собаку.

Не то, чтобы у меня был большой опыт воспитания детей. Нет. Ребёнок у меня один, но истерил он очень часто.

В тяжёлые времена доходило до семи эпизодов за день. И это было невыносимо.

Помню, пришла как-то с сыном на очередной приём к психиатру и сказала, что я больше не могу, выписывайте таблетки, или ему, или мне. Но она не выписала. Никому из нас. Рекомендовала потерпеть. Ну и хорошо ))

Не буду вдаваться в подробности нашей истории, писать о причинах истерик и о том, что в итоге помогло снизить эмоциональную напряжённость у сына, об этом в других статьях.

В этой статье попробую собрать советы от поведенческих специалистов на предмет того, как лучше вести себя взрослым, если у ребёнка случилась истерика.

Но прежде, давайте определимся с термином.

Поскольку само понятие истерии относится к устаревшим медицинским диагнозам, то сейчас каждый понимает под этим словом что-то своё. Поэтому ниже приведу собственное определение.

Истерика - крайне сильное эмоциональное состояние, которое выражается громким криком, сильным плачем и сопровождается такими действиями, как, например, падение на пол или на землю, раскидывание предметов или порча имущества.

Дети чаще всего рыдают и плюхаются на землю.

Как же лучше повести себя в этот момент взрослым, чтобы не закрепить такое поведение и не способствовать его усилению в будущем?

Детская истерика. Что делать?
Детская истерика. Что делать?

Шпаргалка

  1. Сохранять спокойствие. Я понимаю, что это очень сложно, особенно, если поведение демонстрируется в каком-нибудь общественном месте, но это важно. Ом...🧘🏻‍♀️
  2. Не трогая ребёнка, спокойно переждать острую фазу. Как правило, это первые минуты.
  3. Не вступая в прямое взаимодействие с ребёнком, попытаться переключить его внимание на что-то интересное или на какую-то рутину, но при этом не разрешать сделать то, из-за чего произошёл скандал.

Примеры реагирования на истерику у детей младшего возраста:

Из публикации Марины Балганбаевой, поведенческого аналитика, Супервизора, ВСВА.

1. Что-то не купили в магазине. Ребёнок упал на пол и плачет.

Взрослый максимально спокойный, не поднимает ребёнка с пола, не суёт ему взамен сладости или игрушки, а поворачивается в сторону и говорит "Ух ты! Какие гигантские зелёные макароны! Надо купить!". Берёт в руки пачку с макаронами и начинает их рассматривать.

Ребёнок с удивлением смотрит на макароны и переключается на них.

2. Ребёнок не хочет уходить с детской площадки, плачет и лежит в песочнице.

Взрослый вместо уговариваний отходит к ближайшему кусту и говорит "Вот это да! Красный жук. Какой огромный!".

3. Терапист на занятии не разрешил ребёнку облизать палку от мыльных пузырей и убрал их в шкаф. Ребёнок орёт и дёргает дверки шкафа.

Терапист берёт любую другую игрушку, садиться с ней в стороне, начинает ею играть, комментирует свою игру и ждёт, когда ребёнок к нему присоединится.

Если ребёнок не пришёл, значит берёт другую игрушку и так до тех пор пока не найдёт то, на что ребёнок обратит внимание.

Способ реагирования на истерику у ребят постарше:

Из рекомендации Ольги Вительевны Доленко, поведенческого аналитика, Супервизора, ВСВА, психиатра высшей категории.

1. Сохранять спокойствие.

2. Оставаться рядом с ребёнком, но:

  • не трогать его;
  • не пытаться с ним разговаривать;
  • не задавать ему вопросов типа "Что случилось?"

3. Переждав острую фазу, в тот момент, когда поведение начнёт затухать, попытаться переключить внимание ребёнка на какую-то рутину.

Личный опыт

Честно признаюсь, не всё из вышеперечисленных рекомендаций мне удавалось применить.

Почему? Ну, почему, почему... Особенности ребёнка и окружающей среды.

Со мной и так все бабушки-соседки перестали здороваться после того, как сын с воплями плюхнулся на дорогу перед домом.

Понятно, что существует особенность менталитета окружающих и его невозможно игнорировать.

Плюс ко всему, если истерика была следствием сенсорной перегрузки, то ждать пока начнёт стихать само - было бы очень долго. Надо было подключаться и помогать ребёнку переместиться в более спокойную обстановку.

Мои рекомендации:

1. Сохранять спокойствие. По крайней мере внешне. Это значит:

  • не отчитывать,
  • не ругать,
  • не стенать "Господи, за что мне всё это!"

2. Молча поднять ребёнка на ноги и вывести из общественного места:

  • из магазина
  • из транспорта
  • с площадки

и т.п.

3. Найти максимально тихое и спокойное место. Попытаться самой, не спрашивая ребёнка, подумать, что могло стать причиной и, если есть возможность, устранить раздражитель, но ни в коем случае не предоставлять желаемое, если вдруг причина была в этом.

4. В зависимости от ситуации и возможностей, умыть ребёнка и дать ему попить воды.

5. Переключить внимание на другие действия, например, расписание или необходимость продолжить дальнейшее движение, возможно, обсудив доступные варианты.

Важно! Никогда не переключайте внимание ребёнка с помощью мотивационных стимулов.

Мотивационные стимулы - это всё то, что ваш ребёнок был бы рад получить:

  • игрушки
  • девайсы
  • лакомства
  • мультики
  • развлечения

и тп.

Даже, если причиной истерики не был доступ к этим высокопредпочитаемым предметам, вы рискуете с их помощью закрепить нежелательное поведение.

А оно нам надо? Нет. Не надо.

Вот такой получился ликбез на тему детских истерик.

Желаю вам выдержки и находчивости!

Думаю, что ещё не раз придётся возвращаться к этой болезненной для взрослых теме. Ну а пока...

Надеюсь, было полезно.

Любая активность на канале приветствуется и помогает расширять аудиторию его читателей. Вдруг для кого-то из них эта информация будет иметь решающее значение.

Ваши лайки и добрые комментарии вдохновляют меня писать дальше 👍

#ава-терапия #аутизм #дети #воспитание #семья и дети #нежелательное поведение #истерики