На детских истериках я, кажется, съела собаку.
Не то, чтобы у меня был большой опыт воспитания детей. Нет. Ребёнок у меня один, но истерил он очень часто.
В тяжёлые времена доходило до семи эпизодов за день. И это было невыносимо.
Помню, пришла как-то с сыном на очередной приём к психиатру и сказала, что я больше не могу, выписывайте таблетки, или ему, или мне. Но она не выписала. Никому из нас. Рекомендовала потерпеть. Ну и хорошо ))
Не буду вдаваться в подробности нашей истории, писать о причинах истерик и о том, что в итоге помогло снизить эмоциональную напряжённость у сына, об этом в других статьях.
В этой статье попробую собрать советы от поведенческих специалистов на предмет того, как лучше вести себя взрослым, если у ребёнка случилась истерика.
Но прежде, давайте определимся с термином.
Поскольку само понятие истерии относится к устаревшим медицинским диагнозам, то сейчас каждый понимает под этим словом что-то своё. Поэтому ниже приведу собственное определение.
Истерика - крайне сильное эмоциональное состояние, которое выражается громким криком, сильным плачем и сопровождается такими действиями, как, например, падение на пол или на землю, раскидывание предметов или порча имущества.
Дети чаще всего рыдают и плюхаются на землю.
Как же лучше повести себя в этот момент взрослым, чтобы не закрепить такое поведение и не способствовать его усилению в будущем?
Шпаргалка
- Сохранять спокойствие. Я понимаю, что это очень сложно, особенно, если поведение демонстрируется в каком-нибудь общественном месте, но это важно. Ом...🧘🏻♀️
- Не трогая ребёнка, спокойно переждать острую фазу. Как правило, это первые минуты.
- Не вступая в прямое взаимодействие с ребёнком, попытаться переключить его внимание на что-то интересное или на какую-то рутину, но при этом не разрешать сделать то, из-за чего произошёл скандал.
Примеры реагирования на истерику у детей младшего возраста:
Из публикации Марины Балганбаевой, поведенческого аналитика, Супервизора, ВСВА.
1. Что-то не купили в магазине. Ребёнок упал на пол и плачет.
Взрослый максимально спокойный, не поднимает ребёнка с пола, не суёт ему взамен сладости или игрушки, а поворачивается в сторону и говорит "Ух ты! Какие гигантские зелёные макароны! Надо купить!". Берёт в руки пачку с макаронами и начинает их рассматривать.
Ребёнок с удивлением смотрит на макароны и переключается на них.
2. Ребёнок не хочет уходить с детской площадки, плачет и лежит в песочнице.
Взрослый вместо уговариваний отходит к ближайшему кусту и говорит "Вот это да! Красный жук. Какой огромный!".
3. Терапист на занятии не разрешил ребёнку облизать палку от мыльных пузырей и убрал их в шкаф. Ребёнок орёт и дёргает дверки шкафа.
Терапист берёт любую другую игрушку, садиться с ней в стороне, начинает ею играть, комментирует свою игру и ждёт, когда ребёнок к нему присоединится.
Если ребёнок не пришёл, значит берёт другую игрушку и так до тех пор пока не найдёт то, на что ребёнок обратит внимание.
Способ реагирования на истерику у ребят постарше:
Из рекомендации Ольги Вительевны Доленко, поведенческого аналитика, Супервизора, ВСВА, психиатра высшей категории.
1. Сохранять спокойствие.
2. Оставаться рядом с ребёнком, но:
- не трогать его;
- не пытаться с ним разговаривать;
- не задавать ему вопросов типа "Что случилось?"
3. Переждав острую фазу, в тот момент, когда поведение начнёт затухать, попытаться переключить внимание ребёнка на какую-то рутину.
Личный опыт
Честно признаюсь, не всё из вышеперечисленных рекомендаций мне удавалось применить.
Почему? Ну, почему, почему... Особенности ребёнка и окружающей среды.
Со мной и так все бабушки-соседки перестали здороваться после того, как сын с воплями плюхнулся на дорогу перед домом.
Понятно, что существует особенность менталитета окружающих и его невозможно игнорировать.
Плюс ко всему, если истерика была следствием сенсорной перегрузки, то ждать пока начнёт стихать само - было бы очень долго. Надо было подключаться и помогать ребёнку переместиться в более спокойную обстановку.
Мои рекомендации:
1. Сохранять спокойствие. По крайней мере внешне. Это значит:
- не отчитывать,
- не ругать,
- не стенать "Господи, за что мне всё это!"
2. Молча поднять ребёнка на ноги и вывести из общественного места:
- из магазина
- из транспорта
- с площадки
и т.п.
3. Найти максимально тихое и спокойное место. Попытаться самой, не спрашивая ребёнка, подумать, что могло стать причиной и, если есть возможность, устранить раздражитель, но ни в коем случае не предоставлять желаемое, если вдруг причина была в этом.
4. В зависимости от ситуации и возможностей, умыть ребёнка и дать ему попить воды.
5. Переключить внимание на другие действия, например, расписание или необходимость продолжить дальнейшее движение, возможно, обсудив доступные варианты.
Важно! Никогда не переключайте внимание ребёнка с помощью мотивационных стимулов.
Мотивационные стимулы - это всё то, что ваш ребёнок был бы рад получить:
- игрушки
- девайсы
- лакомства
- мультики
- развлечения
и тп.
Даже, если причиной истерики не был доступ к этим высокопредпочитаемым предметам, вы рискуете с их помощью закрепить нежелательное поведение.
А оно нам надо? Нет. Не надо.
Вот такой получился ликбез на тему детских истерик.
Желаю вам выдержки и находчивости!
Думаю, что ещё не раз придётся возвращаться к этой болезненной для взрослых теме. Ну а пока...
Надеюсь, было полезно.
Любая активность на канале приветствуется и помогает расширять аудиторию его читателей. Вдруг для кого-то из них эта информация будет иметь решающее значение.
Ваши лайки и добрые комментарии вдохновляют меня писать дальше 👍
#ава-терапия #аутизм #дети #воспитание #семья и дети #нежелательное поведение #истерики