В 2022 году после цифровой реставрации изображения и звука выйдет в повторный прокат киноэпопея Сергей Бондарчука «Война и мир» по роману Льва Толстого.
Экранизация романа Льва Толстого стала самой высокобюджетной картиной советского кинематографа. За работу над ней Сергей Бондарчук получил «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Фильм создавался как наш ответ Голливуду на вышедшую в 1956 году экранизацию «Войны и мира» с Одри Хепберн в главной роли. Нужно было показать всему миру всю мощь советского кинематографа. Использование именно отечественной техники и материалов стало делом принципа.
Предварительно претендентами на режиссерское кресло были Иван Пырьев, который снял популярные и любимые зрителями комедии "Свинарка и пастух", "Трактористы", "Кубанские казаки" и менее звездный Сергей Бондарчук, который стал известен благодаря его пронзительному фильму 1959 года "Судьба человека". В итоге режиссёром был назначен Бондарчук. Рассказывали, что Пырьев, отличавшийся крутым нравом, добился, чтобы авторы фильма получили меньшие, чем предполагалось, гонорары. Это привело к тому, что режиссеры больше никогда не здоровались друг с другом.
На роль Андрея Болконского пробовались лучшие актеры, но итоге персонажа сыграл главный лирический герой того времени Вячеслав Тихонов, на котором настояла министр культуры Екатерина Фурцева.
А Пьера Безухова сыграл сам Бондарчук, закрыв глаза на разницу в возрасте: ему на момент съемок было уже за 40, Пьеру в начале романа – 20. Чтобы сыграть отличавшегося крупной комплекцией героя, режиссеру пришлось набрать 10 килограммов.
Роль Наташи Ростовой досталась 19-летней балерине Ленинградского театра оперы и балета Людмиле Савельевой. Для нее это была первая большая роль и сразу же - мировая слава. Людмила напоминала Одри Хепберн - такая же хрупкая и вдохновленная.
Для батальных сцен понадобилось большое количество всадников. Сложностей с солдатами не было, но с лошадьми возникли проблемы – в середине 1950-х кавалерию упразднили. Для нового фильма по всей стране собирались лошади и военные, которые бы умели на них ездить. К постановке трюков подключили даже артистов цирка.
В ходе съемок фильма был сформирован 11-й отдельный кинематографический кавалерийский полк, который потом снялся во многих фильмах. Там проходили службу некоторые актеры, например, Сергей Жигунов. В 2002 году полк расформировали.
Для съемок сцены русской охоты пришлось подобрать редких по тем временам борзых из питомника. Но собаки, не приученные к выслеживанию зверя, не хотели бежать в нужном направлении, поэтому съемочной группе пришлось использовать для их привлечения кошек.
Бородинская битва, занимающая около получаса экранного времени, стала самой масштабной батальной сценой в мировом кино. В ней снималась массовка из 120 тысяч человек – рекорд, который занесен в Книгу Гиннесса. Масштабы пиротехнической работы тоже впечатляют: использовано 23 тонны взрывчатки, 40 тыс. литров керосина, 15 тыс. ручных дымовых гранат, 2 тыс. шашек, 1,5 тыс. снарядов. И при этом за время работы не произошло ни одного несчастного случая.
Некоторые сцены Бондарчук снимал с вертолета, панораму поля боя запечатлела камера, прикрепленная на высоте в 300 метров на канатную дорогу. Создавалось впечатление, что зрители видят бой «глазами» пушечного ядра. Необычным образом оператор работал и в сцене первого бала - ассистенты возили его между танцующими актерами на роликовых коньках.
По вопросам этикета XIX века создателей фильма консультировала Анна Книпер-Тимирева, возлюбленная Александра Колчака. На момент съемок ей исполнилось 69 лет, за плечами были годы лагерей. Она сыграла в «Войне и мире» даму с лорнетом на балу.
Прославившись на Западе благодаря «Оскару», фильм Бондарчука оказал большое влияние на мировой кинематограф. По Бородину до сих пор учатся снимать батальные сцены всех времен и народов и даже, как выяснилось, сказочных.
Некоторые зарубежные режиссеры открыто заявляют, что во время съемок батальных сцен ориентировались на «Войну и мир». Например, в этом признался создатель трилогии «Властелин колец» Питер Джексон перед выходом на экран заключительной части приквела киносаги «Хоббит: Битва пяти воинств». Ощутимую часть фильма занимает побоище с участием хоббитов, эльфов, гномов, людей и орков.
«Перед съемками мы посмотрели «Войну и мир», – рассказал в интервью Джексон. «Наблюдали за удивительной работой света: вокруг пушек появляются облака пыли, сквозь них пробивается солнечный свет и образует на земле тени. В некоторых планах мы использовали приемы освещения из этого фильма».
В картине Бондарчука использованы интересные операторские приемы, которые потом были повторены.
"Война и мир" Бондарчука стала триумфом советского кинематографа. Картину показывали практически на всех крупнейших международных кинофестивалях, в том числе, на внеконкурсном показе в Каннах.
В общей сложности картину посмотрело 135 миллионов зрителей. В советском прокате сборы составили почти 58 миллионов рублей.
Фото: Legion Media
Читайте также:
Если статья была интересна, не забудьте поставить нам лайк!