Найти тему
КиноИнна

«Призрак дома на холме» — готический хоррор-роман, лучшая история о привидениях, опубликованная в 20-ом веке.

Приветствую заглянувших на мой канал. В статье о фильме «Ширли» я уже упоминала роман писательницы «Призрак дома на холме», хочу теперь поделиться с Вами своим кратким мнением о книге, а позже соберу подборку экранизаций произведения. Впервые услышала о романе, посмотрев бледную экранизацию 1999 года, а прочитать книгу решила после просмотра относительно нового сериала от Нетфликс «Призрак дома на холме» 2018г.

Сюжет книги :

Старинный особняк на холме приносит его обитателям только горе. Владельцы отказываются в нем жить, пожилая чета, присматривающая за домом, не рискует оставаться здесь на ночь. За домом прочно закрепилась репутация обители привидений. И вот однажды тишину дома нарушает шумная компания визитеров. Доктор Монтегю, исследователь паранормальных явлений, снимает на лето особняк для изучения происходящих там феноменов. Никто из прибывших не может даже предположить, каким кошмаром завершится эта поездка.

картинка из свободного доступа
картинка из свободного доступа

Произведение написано писательницей в 1969г., на русский язык переведено относительно недавно. В своё время американская Ассоциация Писателей Ужасов (Horror Writers Association) включила «Призрака…» в список сорока лучших книг «тёмного» жанра (при этом в него не попали такие классики, как Эдгар По, Клайв Баркер и многие другие). Я уже упоминала, что писательницей Ширли Джексон не перестает восхищаться сам Стивен Кинг, признанный «Король ужасов». Считается, что роман «Сияние» и сценарий для фильма «Особняк «Красная роза» написаны под влиянием «Призрака ...».

Меня книга захватила с первых страниц — я буквально проглотила её за пару дней. Роман по объему не очень большой и, лишь только на первый взгляд, кажется «несерьезной» литературой. Сюжет книги кажется очень простым, но он обманчиво прост. Тем более нужно учитывать, что это сейчас сюжет стал каноном жанра («нехороший» дом и компания разных людей, волею случая оказавшихся в нем), в то время, наверно, это было что-то принципиально новое.

У Ширли Джексон удивительный слог, читается роман очень легко. Начиная читать книгу, увлекаешься сразу, обманчивая простота повествования затягивает и просто завораживает. Без сомнений, это еще и превосходная работа переводчика.

Первая часть книги отдана под знакомство с участниками сюжета. Все персонажи занятны и интересны. Холеная и уверенная в себе Теодора, или Тео — приглашена доктором Монтегю, так как обладала очень сильной интуицией. Как-то от скуки прошла тест с угадыванием, показала очень неплохой результат и попала в список людей, возможно обладающих паранормальными способностями. Люк — представитель семейства, которому принадлежит Хилл-Хаус, очаровательный бездельник и мелкий мошенник. Доктор Монтегю - увлеченный своим делом человек, очень умный и эрудированный, но при этом круглолицый, уютный и забавный. Элинор — неуверенная в себе милая девушка, в Хилл-Хаусе Элинор оказалась тоже неслучайно. С ней в детстве случился необъяснимый инцидент. Детство Элинор было вообще непростое, омраченное болезнью матери. Девушка ведет скучную жизнь под присмотром старшей сестры и её мужа. Свой приезд в Хилл-Хаус Элинор воспринимала как увлекательное приключение — некий бунт против старшей сестры. Пожилая чета Дадли, присматривающая за домом — никогда не оставались в доме после наступления темноты. Позднее в дом приехала очень колоритная супруга доктора Монтегю — миссис Монтегю, в компании приятеля Алана Паркера, чтобы помочь с исследованиями необъяснимых явлений в доме. Последняя парочка персонажей немало меня повеселила: миссис Монтегю такая классическая, властная и высокомерная дура, считает, что может общаться с духами умерших посредством спиритических сеансов. Алан Паркер — директор школы для мальчиков, умом и сообразительностью тоже не отличается.

Но самый яркий персонаж сюжета — сам Хилл-Хаус. Автор не скупилась на эпитеты: «Он был ужасен. Он болен…»; «Некая ошибка планировки вносила мучительную диспропорцию, так что в одном направлении стена всегда казалась чуть длиннее, чем способен вынести глаз, а в другом – чуть короче, чем нужно, чтобы не чувствовать себя в западне»; «…Как будто тишина – непременное требование Хилл-Хауса»; «Он за вами следит. Дом то есть. Следит за каждым вашим шагом». Дом, является одновременно и декорацией, и главным действующим лицом романа, он задаёт атмосферу всему.

картинка из свободного доступа
картинка из свободного доступа

Повествование ведется от лица Элинор. Она и дом неразрывно связаны, Хилл-Хаус как-будто ждал именно её. Во второй части романа начинает нарастать напряжение — ты всё время чего-то ждешь. Никогда бы не подумала, что такую атмосферу саспенса можно словить от книги. При этом здесь не будет ни рек крови, ни какого-то драйва, ни пресловутых призраков. Дом сам, по своей сути и есть призрак. А возможно всё происходит лишь в воображении Элинор. Из действующих лиц она главный персонаж. Очень много недосказанностей, но автор намеками часто подчеркивала на связь Элинор и Хилл-Хауса. У Элинор неустойчивая психика, было очень интересно читать как робкая и неуверенная Элинор сначала расцвела в компании новых друзей, а затем потихоньку начала «съезжать с катушек». Если вдуматься, то концовку романа можно интерпретировать минимум двумя объяснениями:

1. Хилл-Хаус — «нехороший» дом, а Элинор оказалась наиболее чувствительна к его влиянию.

2. Все явления: звуки, хлопанья дверьми, непонятно откуда взявшиеся написанные послания для Элинор, порча вещей, холодные зоны в доме и т.д. — плод больного воображения Элинор.

Под любую из этих версий можно подвести доказательную базу из мелких деталей романа. Читала, что у Ширли Джексон изначально было три версии Элинор, по одной из них писательница вообще описала её как сварливую старую деву.

Общее впечатление о романе «Призрак дома на холме» ( в котором нет ни одного призрака) — Ширли писала историю не о доме с привидениями, это история в первую очередь о людях. По ходу развития сюжета напряжение постоянно нарастает, но автор не стремится к кульминации, а ходит всё время вокруг да около. Сюжетная линия не особо и важна. Важны персонажи. Важны стереотипы, живущие в них и так ярко представленные у Джексон. Про Элинор написано: Всю жизнь она подспудно ждала чего-то вроде Хилл-хауса. Она держалась исключительно верой: что-то должно было произойти.

Склоняюсь к мысли, что у героев всё было именно в голове. Стереотипный нехороший дом с богатой историей, а если вдуматься, то в каждом старом доме померла парочка обитателей, уединенность дома, уродливая архитектура здания — совокупность этих факторов пошатнуло у Элинор (а она постоянный участник ключевых жутких событий) итак неустойчивую психику. Интересно подумать после прочтения и вновь перелистывать книгу в поисках незамеченных подсказок.

Заинтересовавшимся, советую книгу к прочтению. Роман небольшой, даже если не понравится — много времени не потеряете. Возможно пересмотрите свое отношению к жанру ужасов в литературе. Я, в свою очередь, продолжу знакомство с творчеством Ширли Джексон. Это очень неординарный писатель, еще раз советую посмотреть фильм «Ширли» , роль писательницы очень ярко воплотила одна из моих любимых актрис Элизабет Мосс.

«Ширли» 2020г. – фильм о писательнице, написавшей хоррор–роман «Призрак дома на холме».
КиноИнна17 мая 2022

Спасибо, что прочитали.

Читайте так же:

Подборка экранизаций романа «Призрак дома на холме» легендарной Ширли Джексон.
КиноИнна10 июня 2022

#обзор книги #ширли джексон #призраки дома на холме #саспенс #экранизации книг