Найти тему
Гильдия

История антиквы

(Из курса макетирования и верстки книги Руслана Князева и Никиты Вознесенского.)

1. Около 1470 года венецианский печатник Николя Йенсон создал типографский шрифт, основанный на почерке гуманистов эпохи Возрождения. Такая разновидность шрифта получила название гуманистической антиквы. Для шрифтов этого рисунка характерны следующие особенности:

  • малый контраст штрихов;
  • каллиграфичные, сформированные пером окончания штрихов и засечки;
  • оси овалов наклонены под одним углом;
  • большая апертура.

2. В XVII в. наступает эпоха барокко, и стиль антиквы начинает меняться. Шрифты с таким измененным рисунком называют переходной антиквой. Они по-прежнему малоконтрастные, но имеют свои особенности:

  • на концах штрихов появляются каплеобразные элементы;
  • засечки четкие, хорошо оформленные, но уже не похожи на росчерки пера;
  • оси овалов наклонены под разными углами;
  • апертура умеренная.
-2

3. В XVIII веке, с наступлением эпохи классицизма, переходная антиква отходит от каллиграфической традиции, ее рисунок становится более геометричным. Подобные тенденции можно увидеть в проекте «Королевской антиквы», а также в шрифте Джона Баскервилла.

Переход от классицизма к романтизму, произошедший в искусстве на рубеже XVIII–XIX веков, совпал с появлением шрифтов совершенно нового типа. Итальянец Джамбаттиста Бодони, француз Фирмен Дидо и немец Юстус Вальбаум создали шрифты, которые получили название новой антиквы. Считается, что новая антиква — это первый рисованный (или вычерченный) книжный шрифт, окончательно порвавший со своим каллиграфическим прошлым. Для новой антиквы характерны:

  • сильный контраст основного и дополнительного штрихов;
  • четкая, округлая форма каплевидных элементов;
  • тонкие засечки, как бы «приставленные» к основным штрихам без какого-либо перехода;
  • вертикальные оси овалов;
  • малая апертура.
-3

4. Для искусства периода историзма (или эклектики), наступившего во второй половине XIX века, характерно поверхностное повторение стилевых форм ушедших эпох.

Создавая «Золотой шрифт», Уильям Моррис обратился к ренессансной антикве Николя Йенсона. Моррис довольно точно повторил характерные особенности оригинала, однако его шрифт — рисованный, как шрифты Бодони и Дидо, а не каллиграфический.

Для книг раннего периода книгопечатания был характерен насыщенный, «черный» цвет отпечатанных страниц, который возникал из-за избытка краски. К концу XIX века техника достигла определенного прогресса, и, чтобы достигнуть того же эффекта, Моррису пришлось снизить контрастность шрифта в сторону большей насыщенности. В этом шрифт Морриса походит на «Кларендон» — неисторический шрифт середины XIX века, применявшийся в рекламе.

Насыщенные малоконтрастные шрифты типа «Кларендона» называются брусковыми. Их прямоугольные засечки имеют ту же толщину, что и основные и дополнительные штрихи.

-4

5. В конце XIX века появляется стиль реализм. Если шрифты типа «Кларендона», о которых говорилось выше, получились путем снижения контраста новой антиквы в сторону насыщенности, то реалистические шрифты получились путем снижения контраста штрихов в обратную сторону. Такой светлый рисунок повлек за собой создание зауженных начертаний, которые часто использовали самостоятельно, для набора целых книг.

Повышенная емкость шрифта стала актуальной в эпоху промышленного капитализма, когда книги стали издавать огромными тиражами. Но действительно оправданными использование таких экономичных шрифтов было только в энциклопедиях и словарях, т. е. в изданиях большого объема, предназначенных для выборочного чтения.

Словно компенсируя общую блеклость, вялость рисунка, реалистический шрифт «обзавелся» экстравагантными особенностями, такими как загнутый хвостик у «а» и сверхмалая апертура.

-5

Реализм стал последним стилем эпохи классического искусства. На нем же закончилась эпоха антиквы — книжного шрифта. Шрифтом первой половины XX века, когда на сцену явился новый стиль модернизм, стал геометрический гротеск — грубый шрифт без засечек, нашедший основное применение в журналах и рекламе.

Литература

  • Брингхерст Р. Исторический синопсис // Брингхерст Р. Основы стиля в типографике. М.: Издатель Д. Аронов, 2018. С. 12–15.
  • Мюллер-Брокманн Й. Шрифты // Мюллер-Брокманн Й. Модульные системы в графическом дизайне. М.: Издательство Студии Артемия Лебедева, 2014. С. 19–29
  • Чихольд Я. Шрифты нового стиля // Чихольд Я. Образцы шрифтов. М.: Издательство Студии Артемия Лебедева, 2012. С. 25–32