Сегодня гражданин является исправным клиентом банка, а завтра он уже должник. Жизнь изменчива, и в жизни любого человека могут произойти перемены, которые он не ожидает, в том числе перемены его финансового состояния. Как развиваются события после того, как клиент банка перестаёт платить по кредиту? Рассказываю на примере должника Сбербанка из свой юридической практики.
Первый этап - допущение просрочки и первый месяц долга. Вначале должнику звонят операторы колл-центра и вполне вежливо напоминают о необходимости оплатить по кредиту как можно скорее. Никакой грубости - разговор как с клиентом банка.
Второй этап - кредит не платился уже несколько месяцев. Теперь звонки раздаются уже из отдела взысканий банка. Тут сотрудники общаются грубее и собеседник для них скорее уже не клиент банка а нарушитель и должник. В разговоре звучат предупреждения о том, что если человек не войдет в график платежей - его ждёт взыскание задолженности через суд. Намекают на возможность реструктуризации или рефинансирования долга - что обычно не особо выгодно для должника.
Третий этап - звонки из банка дополняются письмами. Должник обнаруживает в почтовом ящике досудебную претензию, в которой его предупреждают - что еще пару недель и дело уйдет в суд.
Четвертый этап - судебный. По истечение полугода, Сбер подаёт исковое заявление в суд на должника. Суд конечно же выносит решение в пользу банка и взыскивает всё, что он попросил: основную сумму долга, проценты, неустойку. Суд обычно длится два-три месяца.
Пятый этап - за дело берутся приставы-исполнители. Отсудившись, банк получает решение суда и исполнительный лист и обращается в ФССП. Приставы пробуют связаться с должником, посылают ему письма с постановлением о возбуждении исполнительного производства, пытаются найти пригодное для продажи имущество (кроме единственного жилья) и расчётные счета в банках. Если лишнего ценного имущества у должника нет и официальный доход отсутствует - пристав на этом свою работу заканчивает и забрасывает папку с исполнительным производство в "долгий ящик", то есть туда - где накопились тысячи таких же бесперспективных дел.
Шестой этап - коллекторы. Увидев, что пристав не смог истребовать долг у должника, банк привлекает к взысканию долга тяжёлую артиллерию - коллекторов. Сбер обычно долги коллекторам не продаёт, а нанимает их для работы по выбиванию задолженности на основании агентского договора. Что делают коллекторы? Правильно - звонят, кричат, хамят, пишут письма и даже иногда караулят должника возле дома. Половина из таких действия - незаконна и вполне пресекается через обращение в полицию или написание жалобы на коллекторское агентство в ФССП. Достаточно накатать жалобу или сменить телефонный номер - и коллекторы пропадут из вашего поля зрения.
Приведённый пример истории жизни должника Сбербанка актуален для граждан, которые не платят по кредитам и не имеют имущества и официального дохода. Либо имеют официальный доход в районе прожиточного минимума. С таких должников банк, как правило, взыскать ничего не может и перспектив у него на возврат кредитных денег - нет.
Если же у гражданина имеется имущество, в том числе лишняя квартира, садовый домик, земельный участок, автомобиль, дорогие предметы быта по месту его жительства, хорошая официальная заработная плата - в этом случае банк своё заберёт при помощи суда и пристава. Имущество будет арестовано, выставлено на торги, а с ежемесячного дохода пристав станет каждый месяц удерживать 50% в пользу банка.
Поделитесь своим мнением в комментариях.
Друзья! Подпишитесь и поставьте палец вверх 👍 – это поможет показать статью широкой аудитории. Спасибо!
И ещё! Мои юридические советы и образцы документов для должников по кредитам, микрозаймам, по оплате ЖКУ; для пенсионеров и инвалидов; для одиноких матерей и многодетных родителей смотрите в моём телеграм-канале "Юридическая консультация". Там же бесплатная консультация только для подписчиков телеграмм-канала в комментариях под постами. Подписываемся на мой телеграм-канал, читаем и задаём вопросы - https://t.me/sovetiadvokata