Вопреки расхожему мнению, последний русский царь не был капризным гурманом (не стоит совмещать угощения на официальных банкетах и повседневную еду). Но, конечно, он не был и аскетом. Однако Николай II следил за своим весом (регулярно взвешивался на весах) и никогда не переедал.
Но самая интересная из гастрономических привычек Николая II заключалась в том, что он на дух не переносил деликатесы, которые что тогда, что в наше время считались "исконно русскими": соленую красную рыбу типа семги и икру всех видов.
Но что же послужило причиной такой избирательности царя? Капитан царской яхты "Штандарт" Николай Саблин коснулся этого вопроса в своих мемуарах. По его словам, когда цесаревич Николай возвращался из длительного путешествия на Восток в 1890-1891 годах, то в каждом городке и даже буквально на каждой железнодорожной станции:
Его (цесаревича Николая) встречали депутации и предлагали хлеб-соль. И повсюду угощали только этой рыбой и икрой. А так как стояла невыносимая жара, то государю хотелось пить, и при такой жаре ему предлагали только соленые вещи. С тех пор государь в рот не брал этих закусок.
Мало того, что отказаться от этого не уместного в жаркое время угощения было просто неприлично. Так еще добавлю, что у будущего царя в этот период была не зажившая рана на затылке (после покушения в Японском городе Оцу).
Не вызывает сомнений, что она вместе с постоянной соленой едой причиняла цесаревичу Николаю дополнительный дискомфорт.
Вот так, даже гастрономические привычки царей могут меняться по воле подданных, вручающих им однотипные подарки из самых лучших побуждений.