Вот же дела! Подмосковье, затаив дыхание, ждет первых садовых клубничин, покупая пока что-то привозное, радуется только-только раскрывающимся цветкам культовой садовой ягоды и готовится к знатному празднику Первой созревшей Ягоды, а тут – негатив и агрессия.
Уточню. Во-первых, речь именно о клубнике, а не о любимице нашей - садовой землянике. И тем более не о гибридах обеих – не о земклуниках.
Неловко даже напоминать, но на всякий случай. Клубника и земляника – два ботанически разных вида. Пусть и близкородственных друг другу. Пусть и с запутанными-перепутанными таксономией, местом в ботанической системе, генетикой и селекцией. Но все-таки есть садовая земляника, Fragaria × ananassa, и Fragaria же, но moschata – собственно, клубника.
Так тут я именно про собственно клубнику. На самом деле, ягода замечательная. Изумительно ароматная, с тонким, я бы сказал, изысканным вкусом. И само растение броское, красивое. Но что-то не очень популярна клубника-то… Да прямо скажу: не популярная и малоизвестная. Хотя есть даже ее сорта: кто-то селекцией занимался. Познакомившись поближе, понимаешь, почему совсем не видно ее ни в садах, ни на прилавках.
В давно доставшемся мне саду клубника росла, как и у соседей. История ее происхождения теряется в давности времен, но росла она сама, сажать-ухаживать не надо было, а нежные ягоды радовали. Соседи к ней трепетно относились, я – с некоторым любопытством. Со временем, однако, соседский сад зарос совсем, заброшенный, а в своем я без конца все пересаживал, перекапывал то тут, то там. Обе ситуации полудикую клубнику не устраивали и она тихо исчезла.
Но вот несколько лет назад появилась у меня ее сменщица. Я ее специально не сажал, не покупал – не приведи господь! Случайно попала ко мне с саженцами садовой земляники.
Я не возражал – интересно же. Когда – с первым цветением и с первыми плодами – обстоятельство это прояснилось, посадил неизвестную клубнику в отдельное местечко.
На всякий случай – вдруг кто не знает – про отличительные признаки клубники. В ботанику, конечно, углубляться не стану, а физиономически отличия от садовой земляники хорошо заметны: соцветия возвышаются над листьями и цветков в них больше, ягоды же – мелкие (3-5 г), с медово-мускатно-винным вкусом и – даже при полном созревании - не совсем красные. Ну и листья поярче, блестящие – заметно выделяющиеся среди земляничных.
В начале лета наша клубника превращается в достойное внимания декоративно цветущее растение. Под стать примулам, например. Никакой садовой землянике с ней не сравниться. Уже замечательный садоводческий «плюс».
Плодоношение, правда, уже немного обескураживает: после такого обилия как-то ждешь много ягод – и по количеству, и по массе. Ан нет. Собираешь-собираешь, а в миске все светится дно. И сами ягодки небольшие, и отрываются плохо. Да и завязываются далеко не на каждом цветоносе (по описаниям, есть однополые цветки). Ну а еще полноценно налитыми оказываются только первые ягоды, а более поздние – совсем крошечные, суховатые, зеленые и вообще не аппетитные.
Но вкус-то какой! У первых, налившихся-вызревших. Можно было бы за него простить низкоурожайность.
И тут самое время вспомнить, что выше я писал «во-первых». А значит, должно быть и «во-вторых». Вот оно. И вот почему я именно сейчас так обозлился на несчастную клубнику. Увидел, как радостно и обильно она опять распускается. Там, где никто ее не сажал! Причем в таком обилии, что посаженных здесь земляник практически и не заметно.
Самый жирный садовый «минус» клубники: она агрессивно расселяется. При этом коварно маскируясь под безропотные земляники и стремительно их замещая. Клубника оказалась более жизнестойкой, более жизнелюбивой, склонной поразительно быстрому размножению. Ее трудно ограничивать и сдерживать, поскольку молодые ее розетки практически неотличимы от земляничных, и вселение обнаруживаешь, только когда уже все в клубничных цветках. Эта ее способность и уважение вызывает, и пугает, как жуткое нечто из фильмов «Чужой/Чужие».
В прошлом сезоне я уже начал выкорчевывать кусты клубники вне отведенного ей места. Сейчас дозрел до полного с ней расставания.