Когда в нашем Артельном хозяйстве появляется перстень-печатка, нет повода удержаться и не начать переводить добро (разноцветный сургуч, который всегда есть в у нас в ассортименте). Занимательное это дело! Демонстрируем посетителям, как письма запечатывались. С параллельным рассказом истории, конечно.
Так вот:
Перстни-печатки были известны на Руси уже в Xв., но повсеместное распространение получили только в XVв.
Ранние серебряные перстни, украшенные чернью, с круглыми, прямоугольными, квадрифолийными и шестиугольными щитками имеют розетки из крин и розетки геометрического характера, раппорт бордюра - из лозы или же геометрического рисунка. На них встречаются княжеские знаки, изображения зверей и птиц. Подобные изделия ювелиров X - начала XIV вв. весьма немногочисленны и известны, главным образом, по находкам из древних кладов.
Появление средневековых печатных перстней как предметов, имеющих самостоятельное прикладное значение и художественную целостность, связано, в первую очередь, с широким распространением самих печатей и расширением их функционального использования. Для удобства и сбережения княжеские, боярские, святительские печати, печати областей, присутственных мест и частных лиц «обыкновенно вделывались в кольца в виде перстней. Более массивный перстень, надеваемый на большой палец, назывался «напалком», а имевший резную вставку из камня - «жуковиною». Подобные перстни в древнерусских духовных завещаниях указывались в качестве родового наследства. Возможно, это связано с тем, что на протяжении веков оттиск печати, превратившейся со временем в перстень-печать, играл роль часто используемого и известного факсимиле.
Самые распространенные рисунки на средневековых печатках - изображения воинов, в том числе всадников и разнообразных зооморфных изображений. Основой для построения композиции последних являлись представления наших далеких предков об окружающем их мире, где «царство людей» и «царство зверей» существовали в единстве и взаимопроникновении. Такое мировосприятие позволяло людям общаться через животное-символ с высшим духовным началом, видеть в животных посланников и проводников его воли.
Например, изображения птиц, популярные среди мастеров декоративно-прикладного искусства, объясняются распространенным представлением о сопричастности птиц с небесами и их роли быть посредниками между духовной высшей и земной сферами.
Надо сказать, что многие изображенные птицы имеют неопределенную видовую принадлежность (не всегда ясно, изображен ли на изделии ястреб, коршун, орел или ворон). Но, согласно средневековой логике, даже птицы, напоминающие домашних (петух, гусь, лебедь) трактуются как хищные.
Так в соответствии со славянской мифологией, петух (а судя по всему, именно петух изображен на реконструкции находки, Русь, 13-15 в.в.) с нашей фотографии, – «вещая птица», способная противостоять нечистой силе, которую она лишает мощи своим утренним троекратным криком. Петух часто символизировал бдительность и воинственность. Кроме того, в христианской традиции петух является эмблемой Святого Петра.
(Использованы материалы статьи Сергея Нелюбова в научно-популярном российском военно-историческом журнале «Цейхгауз»)
#кольцо #печатка #артельныйряд #пискунова37 #литьё