В сентябре исполнится год как в Беларуси вместо обычных паспортов выдают биометрические документы. Теперь вместо бумажного паспорта вы можете получить ID-карту. С ней выполнять все административные процедуры должно быть намного проще. Но пока, как рассказывают наши герои, система работает не так гладко, как это задумано в теории.
Новый паспорт
Если сегодня вы отправитесь менять паспорт в отделение по гражданству и миграции, в народе – «паспортный стол», вам могут оформить бумажный паспорт старого образца, а могут идентификационную карту гражданина (ID-карту) и биометрический паспорт. Последний документ похож на прежний паспорт и нужен для въезда и выезда из страны, а также проживания заграницей. В него вшит чип, с помощью которого можно считывать персональные данные владельца.
ID-карта действует только на территории нашей страны. Кроме того, что она удостоверяет личность, на карту возлагаются большие цифровые надежды. На пластик нанесена фотография и основные личные данные владельца. Вся остальная информация должна быть привязана к документу онлайн. Считывать ее можно с помощью специального терминала. Люди, которые получат ID-карту, автоматически приобретут электронную цифровую подпись с 10-летним сроком действия и личный электронный кабинет.
В чём плюсы?
Например, при трудоустройстве сотрудник отдела кадров по идентификационной карте соберет всю необходимую информацию для оформления человека на новом рабочем месте. Сделает он это через специальное устройство (считыватель) и получит доступ к дополнительной информации из базы регистра населения МВД. Личная электронная цифровая подпись, которой можно заверять любой документ, — ещё одно преимущество ID-карт, о котором рассказывали сотрудники управления по гражданству и миграции.
Министр связи и информатизации Константин Шульган объяснял: «Когда человек приходит на почту за определенными услугами, вписывать в форму паспортные данные оператор вынужден вручную. При новом же формате работы достаточно поднести к считывателю ID-карту, после чего форма заполнится автоматически. Получить необходимые административные услуги и справки, кстати, благодаря новшеству можно будет и самостоятельно — в режиме онлайн».
О новых возможностях ID-карт рассказывали на пресс-конференции в апреле.
Что на деле? История первая
Система биометрических документов работает в стране восемь месяцев. Владельцы ID-карт рассказывают, что проблемы всё ещё существуют.
Кристина с мужем получили свои ID-карты около месяца назад. Так как супруги не граждане Беларуси (они приехали жить в Светлогорск из России), то им выдали вид на жительство. Внешне это такая же карточка, по идее с такими же возможностями.
— Получить карту не было проблемой, проблемы начались при обращении в различные учреждения, — рассказывает Кристина. — Первым делом мы пошли открыть счёт в банке. Подали документы на оформление карточек, через пять дней пришло СМС о готовности. Но мы приходим, а система зависла и ID-карточку нашу не воспринимает. Я говорю сотруднику банка: на карте моя фотография, моё имя, я лично присутствую. Почему вы не можете выдать мои готовые банковские карточки? Отвечают: «Потому что система не работает». Приходим второй раз – такая же картина. В банке также спросили, где наша регистрация. Почему она у них не отобразилась, непонятно.
Приходим в миграционный отдел и спрашиваем: что, простите, случилось? Нам отвечают, это нормально, у нас периодически всё висит, и система «не видит» прописку. То есть белорусов, у которых ID-карты [гражданина], она видит, а нас нет, потому что у нас вид на жительство.
Счет в банке семья Кристины в итоге открыла. По её словам, из всех учреждений, что они посетили, банк – единственное заведение, у которого были считывающие устройства.
— Все остальные смотрят на ID-карту квадратными глазами и спрашивают «зачем вы такую получали»? А другой документ получить нельзя! Потом мы оформляли ребенка в детский сад, значит, должна быть регистрация в районе. Она у нас есть, но в детском саду считывателя ID-карты нет. Пришлось брать справку, где указана регистрация. В детском саду ридер, может, и не обязателен. Но когда мы пришли в ГАИ оформлять автомобиль, там его тоже не было. И у нас снова спрашивают: зачем вы получили эту карточку, она нигде не проходит, мы всё заносим вручную. Машину мы переоформили, но потратили на это столько времени, что мне было жалко сотрудников ГАИ.
В детской поликлинике Кристину с ребенком обслужили, хотя, по её словам, считывающих устройств для ID-карт и там нет.
— Они понимают, что документ настоящий, а регистрацию записывают с наших слов. Какова тогда надежность этой системы?
— Мы испытываем затруднения в работе из-за небольшого количества устройств считывателей идентификационных карт на белорусском рынке. Нужно, чтобы в нашей стране занялись производством либо импортом считывателей, тем самым снизив их стоимость, — пояснял на пресс-конференции замдиректора по эксплуатации Национального центра электронных услуг Алексей Серегин.
Кристина рассказывает, что пользоваться системой ЕРИП (приём платежей) у них также не получилось.
— Но нас нигде ни разу не обидели, кроме библиотеки. Там заявили, что не могут оформить меня как читателя, потому что не видят моей регистрации, а значит, мне нет доверия – вдруг я не верну книги. Я удивилась: разве у них так много читателей, что избавляются от редких желающих оформиться?
Адрес регистрации, семейное положение и наличие детей действительно не отображаются на пластиковом документе. Но если данных на карте недостаточно для оказания услуги, поясняли в Минэкономики, сотрудник организации может получить их в электронном виде. А для этого должен быть всё тот же считыватель ID-карт и доступ к порталу электронных услуг. Владелец прикладывает ID-карту к считывателю и вводит PIN-код, а сотрудник библиотеки, например, увидит на экране запрашиваемую информацию.
Кристина говорит, что большинство процедур по итогу в учреждениях всё-таки проводят, но с ними дольше возятся.
— Идет нагрузка на саму систему, потому что не отработаны все рычаги. Да и мы не знаем, где в следующий раз выстрелит. А нам ещё нужно пройти немало административных процедур. Особых преимуществ этой карты я пока так и не нашла, всё равно ношу с собой российский паспорт.
История вторая
Юлия с супругом получили ID-карты в феврале перед отъездом из Светлогорска в Россию.
— Пока от них больше затруднений, чем пользы. На почте есть аппарат, который позволяет считывать данные с карты, а в других структурах постоянно затрудняются с заполнением данных. В ГАИ меняли документы на машину (в техпаспорте был указан старый адрес прописки). Когда показала карту, сотрудник стал отправлять меня в Расчетно-кассовый центр за справкой о месте жительства. Считывающего устройства у них не было. Пока специалист ходил выяснять все детали к начальству, я ждала. На базовую процедуру ушло больше времени, чем мне понадобилось бы с обычным паспортом. В организациях, где нужно указывать данные паспорта, работники не знают, что писать. Сложности вызывает строка «орган выдачи 322», раньше было «Светлогорским РОВД».
322 — это код Светлогорского РОВД. Приказ о присвоении ОВД цифровых кодов был опубликован в 2019 году.
— Другими словами, про эту карту мало кто знает. На территории России наш «загранпаспорт» [биометрический паспорт] нужен только на границе. В банках, больницах, страховых, детских садах и у операторов связи смотрят ID-карту. Думаю, когда таких карт будет больше в Беларуси, то станет легче и быстрее. Тем более, аппараты появятся в большом количестве организаций, — заключает Юлия.
Сергей поделился с нами впечатлениями от пользования ID-картой, сказав, что всё отлично.
— Рассрочки в магазинах через банк и посылки на почте проходили.
В отделении по гражданству и миграции, куда я позвонила как гражданин, желающий заменить паспорт, мне подтвердили, что на выбор можно получить либо паспорт старого бумажного образца, либо ID-карту. Но при этом там не владеют информацией о том, что пользователи испытывают проблемы с ID-картами.
— Никаких негативных отзывов у нас не было. Мы уже с 1 сентября выдаем эти карты и поэтому считывающие устройства должны быть везде.
В Беларуси активно переводят все возможные административные процедуры в цифровое поле. В теории делается это для удобства, когда подписать или получить любой документ нам с вами можно будет, не выходя из дома. С 2021 по 2025 год обозначены основные направления развития электронного правительства.
Автор: Жанна Гавриленко